Романс

Определение "Романс" в Большой Советской Энциклопедии


Романс (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально — по-романски, т. е. по-испански), камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «Романс» возник в Испании ещё в средневековье и первоначально обозначал светскую песню на испанском («романском», а не на латинском, принятом в церковных песнопениях) языке, вскоре вошёл в обиход и в других странах. В некоторых странах Романс и песня обозначаются одним словом: немецким Lied, англиским Song. В России вокальное произведение с текстом на французском языке (хотя и написанное русским композитором) вначале называлось Романс, с текстом на русском языке — российской песней.


В Романс мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы, ритмической и интонационной частности. Инструментальное сопровождение в Романс имеет важное значение, зачастую являясь равноправным с вокальной партией элементом единого целого. Жанровые разновидности Романс — баллада, элегия, баркарола, романс в танцевальных ритмах и др. Романсное стихотворение лишено твёрдых жанровых признаков: обычно небольшое лирическое произведение, строфическое, рифмованное, со стихами средней длины, с напевным типом интонирования (см. Мелодика стиха).


  Расцвет Романс как синтетического музыкально-поэтического жанра начался во 2-й половине 18 в. в Германии, Франции и России. Большое влияние на его развитие оказало творчество крупнейших поэтов: И. В. Гёте, Г. Гейне, А. С. Пушкина,


М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета и др. В 19 в. складываются яркие национальные школы Романс: немецкая и австрийская (Ф. Шуберт, Романс Шуман, И. Брамс, Х. Вольф), французская
(Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), русская (М. И. Глинка,



А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев). Наряду с камерно-вокальной классикой развивался бытовой Романс, рассчитанный на певцов-любителей, в русской музыке — и цыганский романс.


  Русские композиторы 19 в. уделяли особое внимание проблеме декламационности (Даргомыжский, Мусоргский). У Чайковского и Рахманинова Романс нередко приближается к арии с широким, симфонизированным развитием. Стремясь углубить выразительные возможности Романс, композиторы зачастую объединяют их в вокальный цикл. Один из таких ранних циклов принадлежит Л. Бетховену («К далёкой возлюбленной», 1816). Первые зрелые образцы вокального цикла созданы Шубертом («Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), в дальнейшем к этой форме обращались Шуман, Брамс, Г. Малер, Вольф и многие другие композиторы, в том числе русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков. Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. в области Романс выдвигаются представители чешской, польской, финской, норвежской национальных школ.


В 20 в. композиторы, отказываясь от типовых жанров, ищут в жанре Романс главным образом новых путей синтеза музыки и слова; зачастую они называют свои произведения не Романс, а «стихотворениями для голоса с сопровождением» (Вольф, К. Дебюсси, Танеев, поздний Рахманинов, С. С. Прокофьев и др.).


Советский Романс характеризуется творческим развитием классических камерно-вокальных жанров (А. Н. Александров, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, Ю. В. Кочуров) и обновлением их через усиление песенного (Г. В. Свиридов) или декламационного, характеристического (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович) начал. Расширяется круг выразительных средств Романс, появляются циклы для нескольких исполнителей-певцов или для голоса и ансамбля инструментов.


Романс часто называют инструментальные пьесы певучего, напевного характера — для скрипки, виолончели и других инструментов, а также лирические стихотворения, не имеющие музыкального сопровождения, но построенные по той же системе интонационных приёмов, что и характерные романсные тексты (романсами названы: «Желание» В. П. Жуковского, сборник «Романсы без слов» П. Верлена, «Под вечер, осенью ненастной» А. С. Пушкина).


Лит.: Кюи Ц. А., Русский романс, СПБ, 1896; Левашова О. Е., Романс и песня. А. Д. Жилин, Д. Н. Кашкин, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790—1825, Л., 1956; Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс XIX века, М., 1956; ее же, Романтическая песня XIX века, М., 1966; её же, Мастера советского романса, М., 1968; Moser Н. J., Das deutsche Lied seit Mozart, Bd 1—2, B.—Z., [1937]; Gougelot Н., La romance françaisesous la Révolution et l"Empire, Melun, 1943; Noske F., La mélodie française de Berlioz a Dupare, P. — Amst., 1954.
  В. А. Васина-Гроссман.




"БСЭ" >> "Р" >> "РО" >> "РОМ"

Статья про "Романс" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 638 раз
Коптим скумбрию в коробке
Каша со столетними яйцами

TOP 20