Самонаблюдение

Определение "Самонаблюдение" в Большой Советской Энциклопедии


Самонаблюдение, наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого же наблюдающего субъекта. Самонаблюдение складывается в ходе психического развития ребёнка, проходя при этом путь, аналогичный развитию внешнего восприятия: от бессловесного и несмыслового к словесному, смысловому и предметному. Это означает обобщение внутренних форм психической деятельности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению собственным поведением (Л. Самонаблюдение Выготский). Методическая проблема, которую ставит Самонаблюдение перед психологией, состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике психологического исследования, сохраняя за последним объективный научный характер.


Проблема Самонаблюдение имела длительную историю в философии, прежде чем она стала предметом обсуждения в экспериментальной психологии. В концепции «аналитической интроспекции» В. Вундта - Э. Титченера собственно Самонаблюдение как наблюдение, осуществляемое в условиях психологического эксперимента и удовлетворяющее основным принципам научного метода, было противопоставлено «внутреннему восприятию», протекающему в естественных условиях (В. Вундт, 1888); с др. стороны, Самонаблюдение, проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой «психологической» установке («интроспекция» в узком смысле, Титченер, 1912), позволяющей непосредственно постигать само переживание в его психологической реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизма вундтовско-титченеровской концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах основных элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности, длительности во времени и протяжённости в пространстве). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (Титченер).



Кризис «аналитической интроспекции» наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но подлинному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихологии, утверждавшей, что целое не складывается из суммы «элементов», которые могут быть из него получены изоляцией (Вертхеймер, 1912), и, следовательно, те «первоэлементы», к которым сводилось в «аналитической интроспекции» наблюдаемое переживание, вообще не есть его реальные «части» как целого. Поэтому возникла необходимость заменить расчленяющую «аналитическую» установку наблюдателя на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю. В целом Самонаблюдение нельзя признать самостоятельным методом психологии; оно лишь поставляет исследователю «сырой» эмпирический материал, в котором объект изучения представлен в непрямой форме, требующей всегда специального истолкования.


Лит.: Кравков Самонаблюдение В., Самонаблюдение, М., 1922; Коффка К., Самонаблюдение и метод психологии, в сб.: Проблемы современной психологии, т. 2, Л., 1926; Волошинов В. Н., Фрейдизм, М. - Л., 1927; Рубинштейн Самонаблюдение Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 164-184; Eisler R., Wörterbuch der philosophishen Begriffe, 4 Aufl., Bd 3, В., 1930; Titchener E. В., The schema of introspection, «The American Journal of Psychology», 1912, v. 23, № 4; Boring E. G., A history of introspection, «Psychological Bulletin», 1953, v. 50, № 3.
  А. А. Пузырей.




"БСЭ" >> "С" >> "СА" >> "САМ" >> "САМО"

Статья про "Самонаблюдение" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 559 раз
Коптим скумбрию в коробке
Морской Гребешок в беконе

TOP 20