БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Свобода волиОпределение "Свобода воли" в Большой Советской ЭнциклопедииСвобода воли, философская категория, обозначающая философско-этическую проблему — самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях, т. е. вопрос об обусловленности человеческой воли. Ожесточённые споры, ведущиеся вокруг Свобода воли со времён Сократа, вызваны особой жизненной значимостью этой проблемы, ибо от её решения зависит признание ответственности человека за свои поступки. Если каждое действие строго предопределено и не может быть иным, чем оно есть, то его нельзя вменить в вину или поставить в заслугу. Но, с другой стороны, представление о воле как ничем заранее не обусловленной «конечной причине» действия предполагает разрыв причинного ряда явлений, что противоречит потребности научного объяснения. В соответствии с двумя сторонами этой антиномии в истолковании Свобода воли выявились главным образом две философские позиции: детерминизм, отстаивающий причинную обусловленность воли, и индетерминизм, отвергающий причинную зависимость воли. Сообразно факторам (физическим, психическим и др.), признаваемым причиной волевых актов, среди философских детерминистических концепций принято различать механический детерминизм (Б. Спиноза, Т. Гоббс) и менее строгий, детерминизм психический, или психологический (Т. Липпс). Примером наиболее последовательного индетерминизма могут служить учения И. Фихте и М. Ф. Мен де Бирана. Однако в истории философии более распространены смешанные, эклектические доктрины Свобода воли, сочетающие противоположные позиции. Таков дуализм И. Канта. Как разумное существо, принадлежащее интеллигибельному (умопостигаемому) миру, человек, по мысли Канта, обладает Свобода воли Но в эмпирическом мире, где господствует естественная необходимость, он несвободен в своём выборе, а воля его причинно обусловлена. Следы подобной непоследовательности носит и концепция Ф. Шеллинга: с одной стороны, он определяет свободу как внутреннюю необходимость, с другой стороны — признаёт самополагающий характер первоначального акта выбора. Г. Гегель, провозглашая Свобода воли, по существу наделяет ею не человека, а «мировой дух», воплощающий «чистое» понятие Свобода воли В буржуазной философии конца 19—20 вв. среди тенденций в истолковании Свобода воли преобладает волюнтаристский и персоналистический индетерминизм, а также распространена позитивистская установка обходить эту проблему. У А. Бергсона, например, обе эти тенденции переплетаются. Отстаивая Свобода воли, он ссылается на органическую цельность душевных состояний, не поддающихся разложению на отдельные элементы и, согласно Бергсону, причинно не обусловленных. В. Виндельбанд рассматривает волевые акты в одних случаях как причинно обусловленные, в других — как свободные. Проблема Свобода воли стоит в центре внимания атеистического экзистенциализма (Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер), который усматривает в человеке носителя абсолютной свободы, противостоящего внешнему миру, сводя по существу Свобода воли к своеволию.
В теистических религиозных учениях проблема Свобода воли ставится в плане самоопределения человека по отношению к богу, причём само понятие Свобода воли, без которого невозможна религиозная этика, сталкивается с понятием «благодати» и непреложного божественного предопределения. Попытки разрешить возникающие здесь противоречия порождали различные, часто противоположные течения религиозной философии [например, томизм и молинизм в католицизме, кальвинизм и арминианство (см. Арминиане и гомаристы.) в протестантизме]. Крайние религиозно-детерминистские варианты учений о предопределении, ставящие человеческую личность в абсолютную зависимость от сверхъестественной силы, божественной воли, составляют совместно с натуралистическим детерминизмом и с языческой верой в судьбу основной набор концепций фатализма.
Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Спиноза Б., Избр. произв., т. 1, М., 1957; Кант И., Соч., т. 4, М., 1965; Гегель Г., Соч., т. 7, М. — Л., 1934; Шопенгауэр А., О свободе воли, Полн. собр. соч., т. 4. М., 1910; Виндельбанд В., Прелюдии, философские статьи и речи, пер. с нем., СПБ, 1904; Гутберлет К., Свобода воли и ее противники, пер. с нем., М., 1906; Соловьев В. С., Соб. соч., т. 10, СПБ, 1914; Лосский Н. О., Свобода воли, Париж, [1927]; Дробницкий О. Г., Понятие морали, М., 1974; Wenzl A., Philosophie der Freiheit, Bd 1—2, Münch., 1947—49; Ricoeur P., Le volontaire et l"involontaire, P., 1949 (Philosophie de la volonte, t. 1); Spakovsky A, von, Freedom, determinism, indeterminism, The Hague, 1963.
Статья про "Свобода воли" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 707 раз |
TOP 20
|
|||||||