Святые

Определение "Святые" в Большой Советской Энциклопедии


Святые, мифические или исторические лица, которым в различных религиях (христианстве, исламе) приписываются благочестие, праведность, богоугодность, посредничество между богом и людьми. Почитание Святые привносит в монотеистические религии элементы многобожия. На формирование в христианстве культа Святые оказал большое влияние культ героев греко-римской мифологии. Для успеха распространения христианства среди язычников церковь нередко включала местных богов в христианский пантеон в качестве Святые Поместные соборы 4 в. — Гангрский и Лаодикейский — узаконили чествование Святые Вероучение о почитании Святые развивали церковные писатели 4 в. (Ефрем Сирин, Василий Кесарийский, Григорий Нисский и др.). Церковь вела энергичную борьбу с противниками культа Святые — павликианами, богомилами, альбигойцами, гуситами и др. 7-й Вселенский собор (787) объявил анафему всем отказывающимся от почитания Святые Церковь установила для каждого Святые день его памяти. Первоначально отдельные христианские общины имели своих Святые, затем причисление к Святые, введение культа нового Святые централизовались путём канонизации. В число Святые включались «мученики», «подвижники», «пострадавшие за веру», а также многие папы (Григорий I, Лев III, Лев IX и др.), князья (например, Владимир Святославич, Александр Невский, Борис и Глеб), государи (Карл Великий, французский король Людовик IX и др.). Церковь создала жизнеописания Святые (см. Жития святых). Предметом культа в христианской религии являются изображения Святые (см. Икона), их святость символизирует нимб. В протестантизме почитания Святые нет, однако в некоторых протестантских течениях (например, в лютеранстве) имеются элементы почитания Святые как замечательных личностей, но без обращения к ним как посредникам между людьми и богом или покровителям.



В исламе культ Святые закрепился с распространением суфизма, приблизительно с 10 в. Официальная канонизация Святые отсутствует; обычно признание «святым» (вали, в Северной Африке — марабут) того или иного лица (соответственно и его способности к посредничеству между богом и людьми) возникает ещё при его жизни и закрепляется традицией. Ретроспективно рассматриваются как Святые первые сподвижники Мухаммеда, ряд военачальников периода араб. завоеваний, ранние «мученики за веру». В исламе включаются в число Святые и некоторые доисламские местные божества, ряд христианских Святые, эпонимы (родоначальники) некоторых племён, основатели суфийских орденов и др. Существует своеобразная иерархия Святые Культ каждого Святые распространяется большей частью лишь на определённый район, иногда достаточно обширный, или бытует только внутри определённой секты или определённого суфийского ордена. Существует обширная агиографическая литература. Против культа Святые как нарушающего основы монотеизма выступали в раннем исламе мутазилиты, ханбалиты, в новое время — ваххабиты. и некоторые др. течения.


Иудаизму чужд культ Святые, но в возникшем в нём в 18 в. течении — хасидизме — функциями Святые по существу наделены цадики, которые уже при жизни рассматриваются как посредники между богом и людьми; к ним как боговдохновенным совершаются паломничества за получением наставлений.


Лит.: Ранович А., Происхождение христианского культа святых, М. — Л., 1931; его же, Как создавались жития святых, М., 1961; Белов А. В., Правда православных «святых», М., 1968; Гольдциер И., Культ святых в исламе, пер. с нем., М., 1938; Климович Л. И., Обряды, праздники и культ святых в исламе, Грозный, 1959.
  Б. Я. Рамм, Л. И. Климович.



"БСЭ" >> "С" >> "СВ" >> "СВЯ"

Статья про "Святые" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 977 раз
Коптим скумбрию в коробке
Панайпай

TOP 20