БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Сикейрос Хосе Давид

Значение слова "Сикейрос Хосе Давид" в Большой Советской Энциклопедии


Сикейрос, собственно Альфаро Сикейрос (Alfaro Siqueiros) Хосе Давид (29.12.1898, Чиуауа, — 6.1.1974, Куэрнавака), мексиканский живописец и график, один из основателей мексиканской школы монументальной
Сикейрос. «Пытка Куаутемока». Фреска, пироксилин. 1951. Дворец изящных искусств. Мехико.
живописи; общественный деятель. Учился в Мехико в АХ (1911) и школе Санта-Анита (1913). С 1911 участвовал в революционном движении. В 1914—18 офицер армии В. Каррансы. В 1919—22 работал во Франции и Испании; в 1921 издал в Барселоне «Манифест революционного искусства». Основатель (1922) и генеральный секретарь (1923—25) «Революционного синдиката работников техники и искусства». С 1924 — один из руководителей Мексиканской коммунистической партии, главный редактор газеты «Эль мундо». В 20-е гг. — активный профсоюзный деятель, генеральный секретарь Мексиканской унитарной профсоюзной конфедерации (с 1929). В 1930 арестован, в 1931 выслан в Таску. В 1932—34 и 1935—36 работал в США, основал в Нью-Йорке экспериментальную мастерскую (1936). В 1937—39 офицер Республиканской армии в Испании. Большое влияние на развитие монументального искусства в странах Латинской Америки оказала деятельность С. в Аргентине (1933), в Чили (1941—42), на Кубе (1943). В 1927, 1955, 1958 и 1972 С. посещал Москву. В 1960 за политическую деятельность заключён в тюрьму, в 1964 освобожден под давлением международного общественного мнения. Почётный член АХ СССР (1967). Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1966).

  Борец за революционное, проникнутое коммунистической идейностью искусство, С. сообщал образам повышенную экспрессию, большую пластическую силу, отстаивая новые принципы активного воздействия художественных произведений на массы. Он создавал монументальные композиции, в которых конкретные персонажи сочетаются с символическими олицетворениями социально-исторических сил, использовал эффекты динамически сокращающейся перспективы, смело вводил живопись во взаимодействие со скульптурными формами, применял новые художественные материалы (синтетические краски, керамическая рельефная мозаика и г. д.). В 50—60-е гг. в творчестве С. особенно нарастает конкретная выразительность в трактовке исторических событий и типов, заостряется политическое содержание образов. Основные произведения С.: росписи — в Национальной подготовительной школе (фреска, 1922—23), в клубе профсоюза электриков (1939), во Дворце изящных искусств (1945 и 1950—51), в Национальном музее истории (начаты в 1959): мозаика и рельеф на фасаде ректората Университетского городка (1952—54); монументально-декоративное сооружение «Полифорум», сочетающее архитектуру, живопись и скульптуру (1971); все работы — в Мехико; станковые картины — «Пролетарская мать» (1929—30), портрет Дж. Гершвина (1936), обе — в Музее современного искусства, Нью-Йорк. Исполнил множество литографий, рисунков.

 

  Соч.: Cómo se pinta un mural, Мéх., 1951; L"art et la révolution, P., 1973.

 

  Лит.: Жадова Л., Монументальная живопись Мексики, М., 1965; Полевой В., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Давид Сикейрос, [Л., 1969]; Tibol R., David Alfaro Siqueiros, Mex., [1969].

  В. М. Полевой.

Сикейрос. «Пытка Куаутемока». Фреска, пироксилин. 1951. Дворец изящных искусств. Мехико.
Сикейрос. «Пытка Куаутемока». Фреска, пироксилин. 1951. Дворец изящных искусств. Мехико.


Д. Сикейрос. «Новая демократия». Фрагмент росписи во дворце изящных искусств в Мехико. Пироксилин. 1945.
Д. Сикейрос. «Новая демократия». Фрагмент росписи во дворце изящных искусств в Мехико. Пироксилин. 1945.


Сикейрос. «Взрыв в городе». Пироксилин. 1935. Собрание А. Каррильо Хиль. Мехико.
Сикейрос. «Взрыв в городе». Пироксилин. 1935. Собрание А. Каррильо Хиль. Мехико.


Д. Сикейрос.
Д. Сикейрос.


Сикейрос. «Крестьянская мать». 1929. Музей современного искусства. Мехико.
Сикейрос. «Крестьянская мать». 1929. Музей современного искусства. Мехико.


Сикейрос. «Объединение наций» (деталь композиции «Социальное обеспечение рабочих при капитализме и социализме»). Фреска, пироксилин. 1952—55. Госпиталь Ла Раса. Мехико.
Сикейрос. «Объединение наций» (деталь композиции «Социальное обеспечение рабочих при капитализме и социализме»). Фреска, пироксилин. 1952—55. Госпиталь Ла Раса. Мехико.


Сикейрос. «Наш нынешний образ». Пироксилин. 1947. Музей современного искусства. Мехико.
Сикейрос. «Наш нынешний образ». Пироксилин. 1947. Музей современного искусства. Мехико.


Сикейрос. «Солдат революции». Пироксилин. 1957. Собрание А. О. Альбы. Мехико.
Сикейрос. «Солдат революции». Пироксилин. 1957. Собрание А. О. Альбы. Мехико.


Сикейрос. «Смерть рабочего». Фреска, пироксилин. 1952—55. Госпиталь Ла Раса. Мехико.
Сикейрос. «Смерть рабочего». Фреска, пироксилин. 1952—55. Госпиталь Ла Раса. Мехико.


Сикейрос. «Народ — университету, университет — народу». Рельефная мозаика, этилсиликат. 1952—54. Ректорат университета. Мехико.
Сикейрос. «Народ — университету, университет — народу». Рельефная мозаика, этилсиликат. 1952—54. Ректорат университета. Мехико.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Сикейрос Хосе Давид"

Сикейра Домингуш Антониу | Буква "С" | В начало | Буквосочетание "СИ" | Сикелианос Ангелос


Статья про слово "Сикейрос Хосе Давид" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 4723 раз


Интересное