Баян (муз. инструмент)

Определение "Баян (муз. инструмент)" в Большой Советской Энциклопедии


Баян (по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна, или Бояна), язычковый пневматический инструмент, ручная кнопочная гармонь с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре (диапазон си-бемоль большой октавы — до-диез четвёртой), басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой (см. Гармонь). Басы — в диапазоне одной октавы, но каждая нота звучит одновременно в пяти (четырёх) октавах. Готовые аккорды — мажорные и минорные трезвучия и их обращения, септаккорды (иногда и уменьшенные септаккорды) — имеются во всех тональностях. Предшественники Баян (муз. инструмент) — четырехрядная петербургская гармоника и трехрядная «венская». Название Баян (муз. инструмент) впервые было дано четырехрядной усовершенствованной хроматической гармонике её конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским в 1907 (Петербург). С начала 20 в. в России стали известны также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого, «московская», или «заграничная» (она же «венская», изобретена немецким мастером Г. Мирвальдом в 1891). В 20-х гг. к промышленному производству Баян (муз. инструмент) в СССР была принята московская система. В международной практике применяются системы: венская (трехрядная), бельгийская (аналогичная венской, но пятирядная), итальянская и французская (пятирядные). Наиболее распространены бельгийская и итальянская. Пяти- (шести-) рядная клавиатура, дублирующая основные ряды в той же последовательности, а также использование пятипальцевой аппликатуры, значительно облегчают игру на Баян (муз. инструмент) Ещё большими исполнительскими возможностями обладает т. н. готово-выборный, многотембровый Баян (муз. инструмент) Его отличают введение регистров-переключателей и дополнительной клавиатуры для левой руки с тем же расположением звуков, что и на правой (диапазон ми контроктавы — до-диез третьей октавы — постоянной, фа-диез второй — фа большой октавы — с переключением). Баян (муз. инструмент) является не только народным, но и сольным концертным оркестровым инструментом. Для Баян (муз. инструмент) издаётся обширная литература в СССР и за рубежом, где он известен под названием кнопочного (или хроматического) аккордеона.
  А. М. Мирек.





"БСЭ" >> "Б" >> "БА" >> "БАЯ"

Статья про "Баян (муз. инструмент)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 527 раз
Коптим скумбрию в коробке
Кимчи из грибов

TOP 20