БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Скерцо

Значение слова "Скерцо" в Большой Советской Энциклопедии


Скерцо (итал. scherzo, буквально — шутка), 1) в 16—17 вв. в Италии распространённое обозначение одноголосных и многоголосных вокальных пьес на тексты шуточного, игривого характера. 2) Инструментальная
пьеса, близкая к каприччо. Нередко включалась в инструментальную сюиту, а с конца 18 в. вошла в сонатно-симфонический цикл — симфонию, сонату, квартет и т. п., иногда концерт, в которых заняла место прежнего менуэта — как правило, 3-й части цикла. Для Скерцо типичны размер 3/4 или 3/8, быстрый темп, свободная смена музыкальных мыслей, вносящая элемент неожиданного. Подобно бурлеске, часто связано с выражением юмора — от весёлой шутки до мрачного, зловещего гротеска. Обычно Скерцо пишется в репризной трёхчастной форме с трио более спокойного характера. Классический тип Скерцо утвержден Л. Бетховеном; в последующее время крупнейшими мастерами Скерцо как части сонатно-симфонического цикла были Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон и А. Брукнер на Западе, П. И. Чайковский, А. П. Бородина рус. музыке, Н. Я. Мясковский, Скерцо Скерцо Прокофьев и Д. Д. Шостакович — в советской. В эпоху музыкального романтизма Скерцо вновь возродилось и в виде самостоятельной музыкальной пьесы. В числе авторов таких Скерцо для фортепиано — Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, М. А. Балакирев, П. И. Чайковский и др., для оркестра — Ф. Мендельсон, П. Дюка, М. П. Мусоргский и др.

 

 

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Скерцо"

Скерневице | Буква "С" | В начало | Буквосочетание "СК" | Скетч


Статья про слово "Скерцо" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 2466 раз


Интересное