Скрипка
Определение "Скрипка" в Большой Советской Энциклопедии
Скрипка (от скрипеть; итал. violino, уменьшительное от viola, франц. violon, англ. violin, нем. Geige), струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру инструмент скрипичного семейства (Скрипка, альт, виолончель, контрабас). 4 струны Скрипка настроены по квинтам. При игре держится на плече (а браччо). Диапазон: от соль малой октавы до до3. Общая длина 600 мм (в педагогической практике применяются Скрипка и меньшего размера). Основной приём извлечения звука — ведение смычком по струнам, используется способ игры флажолетами, иногда звук извлекается щипком — пиццикато. Наряду с фортепьяно Скрипка наиболее распространённый сольный концертный инструмент. Существуют различные теории происхождения Скрипка: от смычковых инструментов, занесённых арабами в 8 в. в западно-европейские страны, от средневековых кроты, виелы (эти инструменты, в отличие от Скрипка, не держались на плече). Многочисленные факты, однако, устанавливают связь Скрипка с народным музыкальным инструментом славян. В польских землях ещё в 15 в. (когда в странах Западной Европы господствовали виолы с терцово-квартовой настройкой) бытовал 3-струнный смычковый инструмент типа Скрипка, с настройкой струн по квинтам. Эта народная Скрипка не имела ещё строго установленных пропорций, не была покрыта лаком, обладала острым, резким звуком (отсюда и название Скрипка — польское skzypce), высоким регистром (о польской Скрипка писал немецкий музыковед М. Агрикола в 1528). Классический тип Скрипка вырабатывался на протяжении 15—16 вв. одновременно в Польше, Италии, Франции. На основе усовершенствования народный Скрипка и использования опыта, накопленного мастерами в построении музыкальных смычковых инструментов, был создан классический тип Скрипка, сочетавший высокую тесситуру с певучестью и технической подвижностью. В 16—18 вв. в Северной Италии сложились крупнейшие школы скрипичных мастеров — в Бреше (Г. да Сало, Дж. Маджини), Кремоне (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Л. Страдивари) и др. Мастерами кремонской школы была окончательно установлена конструкция Скрипка, выработан специфически скрипичный тембр. Итальянская Скрипка применяются в современной исполнительской практике, многие из них считаются непревзойденными. Утверждение Скрипка как ведущего сольного концертного инструмента сыграло большую роль в истории музыкального искусства. Новые жанры инструментальной музыки 17—18 вв. — сольная соната и концерт — возникли первоначально как жанры скрипичной музыки. Инструменты скрипичного семейства во главе со Скрипка составили основу определившихся к середине 18 в. классического состава симфонического оркестра и струнного квартета.
В 17—18 вв. интенсивно развивается искусство сольной игры на С, создаётся скрипичная музыка (А. Вивальди, Дж. Тартини — Италия; Ф. Бенда, Я. Стамиц —Чехия; Ж. М. Леклер, П. Гавинье — Франция, и др.). В 19 в. большую роль в развитии скрипичного искусства сыграл итальянский скрипач и композитор Н. Паганини. Среди скрипачей — исполнителей и композиторов 19—20 вв.: Дж. Б. Виотти, П. Роде, Р. Крейцер (Франция), А. Вьётан, Э. Изаи (Бельгия), К. Липиньский, Г. Венявский (Польша), Я. Кубелик (Чехия), И. Иоахим, Е. Хубаи (Венгрия), Ф. Крейслер (Австрия), Дж. Энеску (Румыния). Крупных скрипачей выдвинула русская скрипичная школа: И. Е. Хандошкин (2-я половина 18 в.), А. Ф. Львов, Н. Я. Афанасьев (19 в.) и др. В начале 20 в. скрипичный класс Петербургской консерватории, возглавлявшийся Л. Скрипка Ауэром, приобрёл значение мирового центра скрипичного искусства (ученики Луэра: Я. Хейфец, Е. Цимбалист, М. Эльман, М. Полякин). Выдающиеся скрипачи современности — Д. Ф. Ойстрах и Л. Б. Коган (СССР), И. Менухин и И. Стерн (США), Г. Шеринг (Мексика) и др. См. илл.
Лит.: Витачек Е., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, под ред. Б. В. Доброхотова, 2 изд., М., 1964; Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, т. 1, М. — Л., 1951, гл. 1—2. И. М. Ямпольский.
Статья про "Скрипка" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 464 раз
|