БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
СловакияОпределение "Словакия" в Большой Советской Энциклопедии
Б. М. Руколь, Ю. Н. Журавлёв (с 1945).
В годы социалистического строительства коренным образом реконструирован транспорт. Электрифицирована ж.-д. магистраль Чиерна — Жилина — Острава. Судоходство по Дунаю, порты — Братислава и Комарно. Л. А. Авдеичев.
С 80-х гг. 18 в., в период национального возрождения, начинается процесс демократизации культуры. Делаются попытки утвердить в качестве литературного языка народный западно-словацкий диалект (И. И. Байза, 1755—1836). филолог А. Бернолак в 1787 обосновал нормативы словацкого литературного языка (т. н. бернолачина), на котором написана преимущественно просветительская научно-дидактическая проза (Ю. Фандли, 1750—1811). Параллельно развивалась литература на чешском языке, главным образом в протестантских кругах (Ю. Палькович, 1769—1850, А. Долежал, 1737—1802, и др.). Вершина просветительской поэзии — творчество Б. Таблица (1769—1832) и П. И. Шафарика (1795—1861). В 20—30-е гг. 19 в. на передний план выступает идея славянского единства (поэма «Дочь Славы», 1824, Я. Коллара, 1793—1852). Тенденции классицизма преломились в эпической поэзии Я. Голлого (1785—1849), писавшего на бернолачине. Патриотическая проблематика отразилась в комедиях первого словацкого драматурга Я. Халупки (1791—1871). В 40—70-е гг. 19 в. в литературе господствовал т. н. штуровский романтизм — по имени Л. Штура (1815—56), создателя концепции национального искусства, инициатора окончательного оформления словацкого литературного языка на основе среднесловацких диалектов. Для творчества поэтов-романтиков Словакия Халупки (1812—83), А. Сладковича (1820—72), Я. Ботто (1829—81) характерна революционно-патриотическая проблематика. В поэзии Я. Краля (1822—76) патриотическая тема сливается с идеей народной революции. Прозу представляют исторические и романтические повести И. Гурбана (1817—88), Я. Калинчака (1822—71). Тенденции просветительского реализма развивались в драматургии и сатирической прозе И. Заборского (1812—76). Утверждение реализма начинается в 80-е гг. 19 в. Важную роль в этом процессе сыграли крепнущие связи с русской литературой. В многожанровом творчестве П. Гвездослава (1849—1921) поэзия освобождается от романтической патетики и аллегоризма, не утрачивая гражданского звучания. В прозе, ещё отмеченной чертами романтизма, ставились национально-освободительные и морально-нравственные проблемы (Словакия Ваянский, 1847—1916, и др.). Жизни крестьянства посвящены рассказы и повести М. Кукучина (1860—1928). Утверждению реализма сопутствовало развитие литературной критики (Ваянский, И. Шкультеты, 1853—1947, Ф. Вотруба, 1880—1953), литературоведения (Я. Влчек, 1860—1930). С 90-х гг. в творчестве писателей-реалистов Б. Тимравы (1867—1951), Я. Есенского (1874—1945), И. Тайовского (1874—1940) и других усиливается социально-аналитический анализ действительности. В начале 20 в. возникает т. н. словацкая модерна (И. Краско, 1876—1958, И. Галл, 1885—1955, В. Рой, 1885—1936) — сложный синтез реалистических, импрессионистских и символистских тенденций. После образования Чехословацкой республики (1918) происходит бурный процесс идейно-эстетического и проблемно-тематического обновления литературы Словакия Вокруг марксистского журнала «Дав» («Dav», 1924—37) складывается группа литераторов, ориентирующихся на революционные чешскую и советскую литературы — поэты Я. Поничан (р. 1902) и Л. Новомеский (р. 1904), прозаик П. Илемницкий (1901—49), критик Э. Урке (1903—42). Обострение социальных противоречий и нарастание фашистской угрозы в 30-е гг. сплотили в широкий фронт прогрессивную интеллигенцию. Развивается жанр социально-аналитического (М. Урбан, р. 1904, И. Цигер-Гронский, 1896—1962, М. Разус, 1888—1937, Г. Вамош, 1901—56, и др.) и социально-революционного романа, реалистической сатиры (поэзия и проза Я. Есенского, драматургия И. Стодолы, р. 1888), усиливаются гражданские мотивы в лирике (Э. Б. Лукач, р. 1900, Ф. Краль, 1903—1955, Я. Смрек, р. 1898, М. Галямова, р. 1908). Вершиной поэзии стал сборник Новомеского «Святой за околицей» (1939). Важнейшим явлением социалистического реализма в прозе были романы П. Илемницкого «Поле невспаханное» (1932) и «Компас в нас» (1937). Одновременно возникают неоромантические тенденции в прозе (т. н. лиризованная проза), сюрреалистические течения в поэзии («надреализм»). В период существования марионеточного Словацкого государства (1939—45) в литературе наряду с нелегальными антифашистскими произведениями (стихи Есенского, Смрека, Краля) как средство выражения народный сопротивления бытует «зашифрованная» литература аналогий и аллегорий (Поничан, Л. Ондрейов, 1901—62, Д. Хробак, 1907—51, Ф. Швантнер, 1912—50). Прозрачный антивоенный смысл обретает и поэзия «над-реалистов» Р. Фабры (р. 1915), В. Рейсела (р. 1910), П. Бунчака (р. 1915) и др. Трагическими мотивами пронизана лирика П. Горова (р. 1914), В. Беньяка (1894—1973).
С установлением народно-демократического строя, в ходе социалистического строительства словацкая литература, преодолевая трудности роста, стремилась к более полному и активному отображению жизни. Тема антифашистской борьбы углубляется анализом пройденного пути, осмыслением качественных перемен в сознании народа — трилогии В. Минача (р. 1922) «Поколение» (1958—61), Р. Яшика (1919—60) «Мёртвые не поют» (1961), романы И. Горака (1907—74), Ф. Гечко (1905—60), А. Беднара (р. 1914). Завоевания социалистической поэзии связаны с именами Новомеского, А. Плавки (р. 1907), Я. Костры (р. 1910), Ш. Жары (р. 1918), В. Мигалика (р. 1926), М. Валека (р. 1927) и др. В 60-е гг. выдвигаются М. Ковач (р. 1934), И. Мигалкович (р. 1935), прозаики И. Кот (р. 1936), В. Шикула (р. 1936), П. Ярош (р. 1940). Творческий подъём переживает драматургия [Я. Буковчан (1921—75), Я. Солович (р. 1934), О. Заградник (р. 1932) и др.], критика и литературоведение. Основной исследовательский центр — институт литературоведения Словацкой АН в Братиславе (основан 1953). Архитектура и изобразительное искусство. На территории Словакия сохранились памятники первобытного искусства: палеолитические женские фигурки, линейно-ленточная керамика неолита, укрепленное поселение на холме в Мадьаровце бронзового века, предметы лужицкой и гальштатской культур, изделия фракийцев, скифов, кельтов, германцев, древних славян и других племён. В 1—2 вв. у Девина и Ижи возникли древнеримские крепости. К 4 в. относятся богатые погребения с бронзовой утварью, золотыми и серебряными изделиями. Первые памятники словацкой архитектуры — церкви и замки романского стиля, развивавшегося в Словакия в 11—13 вв. (базилика святого Эмерама в Нитре, 1200, в апсиде остатки древнейшей словацкой церкви, 833; двухъярусная капелла-ротонда в Скалице и прямоугольная однонефная капелла в Дражовце — обе 12 в.; трёхнефная базилика с 2-башенным фасадом в Дьяковце, 1228). Величественные замки в Тренчине, Нитре, Ораве и братиславский Град позже сильно перестроены. Дошли немногие романские памятники архитектурной резьбы (портал церкви святого Ильи под Ситном, 1254) и росписи (фреска «Христос в славе», после 1228, в церкви в Дьяковце). Готика началась в Словакия с запозданием и приходится на 14—16 вв. В это время росли города с укреплениями, замком и ратушной площадью, с элементами регулярного плана (Бардеёв, Тренчин); в 14 в. возникли регулярные кварталы и прямоугольная площадь в Левоче. Замки превращались в развитые комплексы, имевшие жилые покои, дворы с галереями, капеллы (Стречно, 14—15 вв., Зволен, 1361). Для словацкой готики характерны скромные зальные храмы — трёхнефные (собор святого Якуба в Левоче, 14—15 вв.), также двухнефные и однонефные, — вытеснившие традиционные базилики. Среди лучших памятников готики собор святой Елизаветы в Кошице (1382—1499), собор святого Мартина в Братиславе (14—15 вв.), капелла Запольских в Спишска-Капитуле (1488—93), Старая ратуша в Братиславе (13—15 вв.). Живопись, свидетельствующая о связях с итальянской, чешской, венгерской, немецкой культурой, представлена фресками («Роберт Анжуйский со свитой», 1317, в церкви святого Мартина в Спишска-Капитуле; «Жизнь святой Доротеи», около 1420, в соборе свыше Якуба в Левоче) и многочисленными алтарями (в церкви св. Елизаветы в Кошице, 1477, и др.). Особенно богата Словакия резными деревянными алтарями, среди которых выделяется алтарь Павла Левочского (1508—15, собор св. Якуба в Левоче), реализм и гармоничность образов которого говорят о переходе к Возрождению. Памятники его в Словакия — жилые дома 16—17 вв. с аттиками, порталами, дворовыми галереями, росписями сграффито в Прешове, Левоче, Банска-Бистрице, ратуши (в Бардеёве, 1508—09, Левоче, 1550—1615), городские звонницы (в Кежмароке, 1525—86), живопись мастера «MS», надгробная и декоративная скульптура, изделия из металла. В 17 в. начало распространяться барокко, во многом связанное с австрийским искусством (Университетская церковь в Трнаве, 1637—1700, архитектор П. Спеццо; церковь святой Альжбеты в Братиславе, 1739—42, архитектор А. Пильграм; портреты Я. Купецкого, росписи Ф. А. Маульберча, Я. Л. Краккера, П. Трогера, скульптура Г. Р. Доннера); нарядны дворцы и общественные здания в стилях барокко и раннего классицизма (дворец примаса в Братиславе, 1778—81, архитектор М. Хефеле; ратуша в Кошице, 1756). В 19 в. начался интенсивный рост городов. Классицизм надолго укореняется в усадебном, городском и сельском строительстве. В середине века распространилось подражание историческим стилям (дом Матицы словацкой в Мартине, 1864, архитектор Я. Бобула), на рубеже 19—20 вв. к традициям народный зодчества обращался Д. Юркович. В 1-й половине 19 в. с усилением борьбы за национальную культуру появились словацкие живописцы, изображавшие людей родной страны (портретисты И. Чаусиг, Я. Ромбауэр), её природу (пейзажист К. Л. Либай). В середине 19 в. живописцы И. Б. Клеменс и П. Богунь создали образы борцов за свободу, деятелей культуры Словакия Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. сложились развитый бытовой жанр, посвященный народный жизни (В. Климкович, Д. Скутецкий, И. Ганула), «национально-романтический пейзаж (Л. Чордак, К. М. Леготский), реалистическая скульптура (Я. Коньярек, Ф. Упрка). В 20 в. частично реконструируются города, наряду со стилем «модерн» и неоклассикой с середины 1920-х гг. в архитектуре утверждаются прогрессивные рационалистические методы (Э. Беллуш). Новаторское своеобразное искусство живописцев 20 в. М. Бенки, Г. Маллого, Л. Фуллы, М. Базовского, Я. Алекси, скульпторов Ф. Гибалы, И. Костки, Ф. Штефунко опиралось на глубокое знание народный жизни и природы словацкого края, на национальный фольклор. Интерес к народный жизни определил основную направленность живописи и графики М. Галанды и Ц. Майерника, связанных с чешским авангардизмом. Идеи рабочего движения отразила социальная графика К. Сокола. В ССР развернулось промышленное и городское строительство, изменившее облик страны. Построены новые города, промышленные комплексы, посёлки, городские районы, где разнообразно применены смешанная застройка, контрасты высоты и протяжённости зданий, свободная компоновка групп домов, комплексное благоустройство территорий (ул. Февральской победы, 1957—64, архитектор Ш. Светко и др.; Подгради, 1965—66, архитекторы А. Даржичек; Ружинов, с 1959, архитектор Д. Кедро и др. — все в Братиславе). Среди построек — студенческое общежитие в Нитре (1962, архитекторы М. Шавлик, Ф. Сеяк), новый корпус Высшего технического училища (1964, архитектор М. Куси), зимний стадион (1963, архитекторы И. Хованец, И. Поштулка), мост через Дунай (1972) в Братиславе, памятник Словацкому национальному восстанию в Банска-Бистрице (1970, архитектор Д. Кузма и др.). Быт и история словацкого народа, его борьба с фашистскими захватчиками и трудовые успехи получили отражение в картинах М. Бенки, Л. Фуллы, Л. Гудерны, Я. Мудроха, М. Медвецки, в монументальной и станковой скульптуре И. Костки, Р. Прибиша, Т. Бартфая, Я. Кулиха, А. Тризуляка. Ряд произведений посвящен дружбе народов, окрепшей в революционной и антифашистской борьбе. Среди мастеров станковой и книжной графики — О. Дубай, В. Гложник, А. Бруновский, В. Бомбова, А. Климо, Ю. Сабо, Р. Дубравец; в декоративном искусстве выделяются ковры по эскизам Л. Фуллы, Я. Алекси. Развивается монументальная живопись (Ф. Гайдош, М. Шимурда, Л. Гандль). Народное зодчество Словакия — срубные или каменные дома, деревянные церкви (в Трнове, 15—16 вв., в Бодружале, начата в 1658) — имеет общие черты с чешским, венгерским и западно-украинским. Развиты народный ремёсла — резьба по дереву, роспись крестьянских домов (иногда на фасадах — с. Чичмани), керамика (т. н. габанская школа в 17 в., мастер Ф. Костка в 20 в.), вышивка и др. Музыка. Музыкальный фольклор богат песенными жанрами — баллады, лирические, эпические, бытовые, обрядовые песни, отличающиеся развитой мелодикой (особенно т. н. травницы), ритмическим разнообразием; они преимущественно одноголосны, диатоничны (см. Диатоника), в основе — разные тетрахорды; возникшие позднее пастушеские песни основаны на пентахордах (чаще мажорных). Музыка различных районов отличается ладовыми особенностями. С 13 в. известны разбойничьи песни («разбойниками» называли борцов за права народа; любимый герой — Яношик), с 14 в. — духовные (распространились в 15 в. под влиянием гуситов — см. Гуситские песни). В 16 в. возникли исторические песни, отразившие события турецких войн и габсбургского владычества, в 18 в. — песни куруцев, в 19 в. — т. н. нововенгерская песня, в создании которой участвовали и музыканты Словакия Среди танцев — фришкий (быстрый, 2-дольный, типа краковяка) и одземок (пастушеский, мужской сольный, сходный с казачком и коломыйкой); в числе инструментов — фуяра, пастушеские дудки, гайда (волынка). Первые публикации текстов народный песен (20-е гг. 19 в.) принадлежат филологу и историку П. И. Шафарику и поэту Я. Коллару. Собиратели музыкального фольклора — Л. Ванса, Я. Кадавы и др., а также Б. Барток. Известно собрание «Словацкие песни» (составители и редакторы Я. Кадавы, К. Руппельдт, Я. Меличко и М. Руппельдт, 1880—1906; 2-е изд. редактор Л. Галько, 1972—73). В 15 в. в Словакия проникает многоголосная культовая музыка, которая стимулирует развитие отечественного творчества (Т. Линтнер, Ю. Бановский). В 17 в. в профессиональной музыке проявляются элементы итальянского и немецкого музыкального барокко (Словакия Каприкорнус-Боксхорн, Я. Куссер, И. Шимбрацкий и др.). В начале 18 в. развиваются барочные духовные и светские вокальные жанры (кантаты и арии Я. Францисци, А. Шкултетого, Ф. Будинского), во 2-й половине 18 в. — францисканская пастораль, связанная с народный песней (П. Баян, Э. Пасха). Центры музыкальной жизни — Братислава, Кошице, Банска-Бистрица, города Спишского края (Левоча, Кежмарок, Бардеёв). Первые оперные спектакли (влияние австрийского и чешского классицизма) ставились в Братиславе при королевском дворе (с 1648) и в театре (с 1776); в аристократических салонах выступали крупнейшие иностранные мастера. Развитие национального музыкального искусства тормозилось многовековым двойным гнётом — австрийским и венгерским. Национальное музыкальное возрождение началось с 30-х гг. 19 в. Основоположник национальной школы — Я. Л. Белла (опера «Кузнец Виланд», кантата «Свадьба Яношика», симфонические, камерные сочинения, песни и др.); его современники — Я. Кадавы, Б. Булла, А. Г. Крчмеры, М. Лацьяк, в хоровых и фортепианных сочинениях воплощавшие идеи «будителей». Создатели национальной романтической песни, камерных и симфонических произведений — В. Фигуш-Бистри (опера «Детван»), М. Мойзес, М. Шнайдер-Трнавский, Ф. Кафенда. Развитию хоровой музыки во 2-й половине 19 в. способствовали хоровые общества в Братиславе — певческое общество (1857), Хоровой кружок (1872), а также рабочие хоровые кружки — «Типографский союз» (1872), «Свободная песня» (1893) и др. После образования Чехословацкой республики (1918) возникли многие музыкальные организации, коллективы, учебные заведения. В Братиславе созданы смешанный хор «Зора» (1919), оперная труппа Словацкого национального театра (1920), Академическое хоровое общество и Хор словацких учителей (оба — 1921), инструментальный ансамбль Радио (1928; на его основе позднее организован симфонический оркестр), Музыкальная школа (1919), преобразованная в Музыкальную и драматическую академию (1928), позднее — в консерваторию (1941). Некоторые композиторы в 1939—45 участвовали в Движении Сопротивления, среди них Я. Циккер, И. Кресанек, Т. Андрашован.
После образования народно-демократической республики, в результате демократизации музыкальной культуры, созданы многие музыкальные. учреждения: Восточнословацкий национальный театр в Кошице (1945), Словацкая филармония с симфоническим оркестром и смешанным хором (1949), Братиславский (позднее Словацкий) квартет (1945) и другие хоры и ансамбли, в том числе ансамбль народный песни и танца «Лучница» (1948), СЛУК (1949), Армейский художественный ансамбль (1951), Смешанный хор Чехословацкого радио (с 1957 филармонический), Словацкий камерный оркестр (1960) — в Братиславе, оперная труппа в театре им. И. Тайовского — в Банска-Бистрице (1959). В Братиславе организованы Высшая школа изящных искусств (1949), кафедра музыковедения на философском факультете университета им. Я. А. Коменского, институт музыковедения при Словацкой АН (1951, позднее институт искусств), Союз словацких композиторов (1955). Издаются: журнал «Slovenska hudba» (1957—71), газета «Hudobny zivot» (c 1966). Среди современных музыкантов: композиторы — Э. Сухонь, Я. Циккер, А. Мойзес (выдвинулись с 1930-х гг.), Д. Кардош, А. Оченаш, Я. Циммер,. М. Новак, З. Микула, И. Зельенка, М. Базлик, Т. Сальва и др.; дирижёры — Л. Словак, Л. Райтер, Б. Режуха, О. Ленард; пианисты — М. Карин, К. Гавликова, Р. и Словакия Мацудзиньские, П. Топерцер; скрипачи — А. Можи, Т. Гашпарек,. П. Михалица, Е. Шпиткова; певцы и певицы — М. Чесанёва, Я. Благо, Ш. Гоза, О. Малаховский, П. Дворский, Л. Барицова, Э. Китнарова, Г. Бенячкова; музыковеды — Э. Заварский, И. Шамко, И. Кресанек, З. Новачек, Л. Мокры, Л. Бурлас и др. Театр. Первое упоминание о театральных представлениях относится к 1439, когда в Братиславе школьниками было разыграно пасхальное действо. В 17—18 вв. получил распространение народный театр: пасхальные и рождественские игры («Игра о святой Дороте»и др.). В 1830 силами любительского кружка в Липтовски-Микулаше было дано первое публичное представление на словацком языке комедии «Коцурково, или Как бы нам в дураках не остаться» Я. Халупки. Это послужило началом возникновения любительских. кружков в небольших городах. Их деятельность способствовала становлению профессионального театрального искусства Словакия, развитию национальной драматургии. Репертуар состоял из комедий Халупки — «Всё наоборот», «Трясогузка», «Старик Плеснивец» и др.;. Я. Паларика — «Инкогнито», «Жестянщик», «Смирение, или Приключение при дожинках», чешских пьес и переводов мировой классической драматургии. В 1890 в Мартине на средства народа был выстроен Национальный дом, на сцене которого под руководством А. Галаши регулярно устраивались любительские спектакли. Новый этап развития словацкого театра начался после образования Чехословацкой республики (1918). В 1920 в Братиславе был создан первый профессиональный театр — Словацкий национальный театр. Его основателями были Я. Бородач, А. Багар, Г. Келло, О. Орсагова, Г. Меличкова. До 1932 спектакли шли на чешском языке, и только с 1932 параллельно с чешской организовалась словацкая труппа. Лучшие спектакли 1932—39-х гг.: «Женский закон» и «Кутерьма» И. Тайовского, «Приключение при дожинках» Паларика, «Подкидыш» В. Заборского, «Ирод и Иродиада» П. Гвездослава. Ведущими режиссёрами были Бородач, Багар, Я. Ямницкий. Интерес к советскому театру проявился в постановках Бородачом пьес советских драматургов: «Фабрика молодости» А. Н. Толстого (1931), «Страх» (1933) и «Портрет» (1935) А. Н. Афиногенова, «На дне» (1932), «Егор Булычев» (1934) М. Горького, «Дорога цветов» В. П. Катаева (1936). В период существования созданного гитлеровцами фашистского Словацкого «государства» (1939—45) деятели словацкого театра в постановках «Вильгельма Теля» Ф. Шиллера, «Танца над плачем» П. Звона стремились выразить активный протест народа против фашистского режима. В 1944 в Мартине открылся Камерный театр, который с первых дней Словацкого национального восстания (август — октябрь 1944) был фронтовым, а после освобождения страны (1945) получил название Театра им. Словацкого национального восстания. В социалистической Чехословакии словацкий театр всесторонне развивается. Ведущим коллективом остаётся Словацкий национальный театр в Братиславе. Он имеет три труппы с единым руководством — драматическую, оперную, балетную и три театральных здания (Национальный театр, Театр им. Гвездослава и Малая сцена). Лучшие спектакли драматической труппы: «Семья» И. Ф. Попова (1951), «Кровавый суд, или Кутногорские рудокопы» И. К. Тыла (1957), «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского (1957), «Инкогнито» Паларика (1959), «Иванов» А. П. Чехова (1961), «Иркутская история» А. Н. Арбузова (1960), «Спокойной ночи, лисицы» И. Русняка (1964), «Подкидыш» И. Заборского (1966), «Васса Железнова» М. Горького (1967), «Наши удальцы» Л. Строупежницкого (1970), «Разлука в июле» А. В. Вампилова (1972), «Соло для часов с боем» О. Заградника (1972), «Меридиан» Соловича (1974). Ведущие режиссёры театра — И. Будский, П. Гаспра, П. Микулик, Т. Раковский, К. Захар, главный художник — Л. Виходил. Ведущие актёры —О. Бородачева, М. Преховская, М. Краловичева, З. Груберова, В. Стрнискова, В. Турзонова, Е. Вашариова, М. Губа, В. Заборский, Ю. Пантик, Л. Худик, Ф. Дибарбора, М. Грегор, Ю. Пашка, Е. Романчик, И. Кронер, Ш. Мистрик, Л. Хаверл и др. В Словакия 16 театральных коллективов, среди них; Новая сцена (Братислава), театры им. Тайовского (Банска-Бистрица и Зволин), Государственный театр (Кошице), Театр им. Заборского (Прешов). Имеются также Украинский национальный театр в Прешове, Венгерский областной театр в Комарно. Подготовку кадров осуществляет Высшая театральная школа в Братиславе.
Театральные деятели входят в состав Союза творческих работников театра, кино и телевидения Словакия Статьи о театре и сценическом искусстве публикуются в журнале «Словенске дивадло» (издаётся с 1952). Лит.: История Чехословакии, т. 1—3, М., 1956—60; Dejmy Slovenska, dl 1—2, Brat., 1961—68; Slováci a ich národný vývin. Brat., 1966; Slovensko. Dejiny, Brat., 1971; Slovensko. L"ud, Brat, 1974; Чешско-русские и словацко-русские литературные отношения, М., 1968; История словацкой литературы, М., 1970; DeJiny slovenskej literatúry, d. 1—3, Brat., 1958—65; Chrobák D., Čepan О., Rukovät, dejín slovenskej literatúry, 3 vyd., Brat., 1949; Tomčík M., Slovenská literatúra 20 storočia, Praha, 1956; Rizner L., Bibliografia písomníctva slovenského na spôsob slovníka od najstaraších čias do konca r. 1900, d. 1—6, Turč. sv. Martin, 1929—34; Šmatlák S., 150 rokov slovenskej lyriky, Brat., 1971; Slovenská a ruská literatúra. Vzt"ahy a súvislosti, Brat., 1973; Чехословацкое изобразительное искусство XIX и XX веков, Прага, 1953; Маца И. Л., Архитектура Чехословакии. Исторический очерк, М., 1959; Wagner V., Vývin výtvarného urnenia na Slovensku, Brat., 1948; Pavel J., Dějiny našeho umění, 2 vyd., Praha, 1947; Nová tvár Slovenska, Brat., 1970; Kusý M., Architektúra na Slovensku. 1918—1945, Brit.. 1971; Bokesova Z., Slovenska hudba, Brat., 1947; Hudec K., Vývin hudobnej kultury na slovensku, Brat., 1949; Nováček Z., Dejiny slovenskej hudby, Brat., 1957; Mokrý L., Dejiny slovenskej hudby, Brat., 1957; Československá vlastivěda, díl 9, Umění, sv. 3, Hudba, Praha, 1971; Солнцева Л., По театрам Чехословакии. М., 1958, с. 92—116; её же, Чехословацкий театр сегодня, М., 1962, с. 21—49; её же, Чешский и словацкий театр, в кн.: История западноевропейского театра, т. 6, М., 1974; Pamatnica slovenského národného divadla, Brat., 1960; Chmelko A., Divadio na Východnom Slovensku, Košice, 1971; Slovenské divadiá v sezóne 1971—1972, Brat., 1972.
Статья про "Словакия" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 705 раз |
TOP 20
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||