Соната

Определение "Соната" в Большой Советской Энциклопедии


Соната (итал. sonata, от sonare — звучать), один из основных жанров камерной инструментальной музыки. В классически законченном виде Соната, как правило, — 3-частное циклическое произведение с быстрыми крайними частями (первая — в т. н. сонатной форме) и медленной средней. Иногда в цикл включается также менуэт или скерцо.
Термин «Соната» известен с 16 в.; первоначально Соната называли любую инструментальную пьесу, в отличие от кантаты как вокальной пьесы.


К началу 17 в. сформировались 2 типа Соната: церковных Соната (sonata da chiesa) и камерная Соната (sonata da camera). Для церковных Соната характерны 4-частный цикл с определённой последовательностью темпов частей (медленно — быстро — медленно — быстро; или быстро — медленно — быстро — быстро), серьёзность музыки. Камерная Соната — свободное последование танцевальных номеров. Грань между этими видами Соната быстро стирается. В 17 в. получили распространение т. н. трио-сонаты для 2 или 3 исполнителей с сопровождением генерал-баса. Важнейшее положение занимали также Соната для одной скрипки и генерал баса, прежде всего у композиторов т. н. итальянской скрипичной школы — А. Вивальди, А. Корелли и др. Соната для скрипки с полностью выписанной и богато разработанной партией клавира появились у И. Соната Баха. В раннеклассический период (середина 18 в.) интенсивно формировался тип классической Соната (особенно в Соната для фортепиано К. Ф. Э. Баха и Д. Скарлатти). Он окончательно сложился в период венского классицизма (конец 18 в.) в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и др. Величайшей вершиной в развитии Соната явились сонаты Л. Бетховена (32 для фортепиано, 10 для скрипки и фортепиано, 5 для виолончели и фортепиано). Они выделяются глубиной содержания, широтой круга образов, яркой конфликтностью, порой почти симфоническими масштабами. Ряд сонат Бетховена представляет собой 4-частный цикл, воспроизводящий последовательность частей симфонии и квартета.



В творчестве композиторов-романтиков происходило обогащение и переосмысление жанра классической Соната (преимущественно бетховенского типа). Большой вклад в развитие Соната внесли Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ и др. В их Соната усилилась тенденция к широкой симфонической трактовке жанра, углубилась контрастность образов. Стремление к единству цикла приводит к созданию одночастных Соната (впервые — в 2 Соната для фортепиано Ф. Листа).


В конце 19 — начале 20 вв. яркие обновляющие тенденции проступают в Соната французских композиторов Г. Форе, П. Дюка, М. Равеля, К. Дебюсси, русских композиторов А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера. В 20 в. Соната остаётся одним из ведущих музыкальных жанров. Новые образы и средства выразительности существенно изменяют её облик. К выдающимся образцам современной музыки принадлежат сонаты Соната Соната Прокофьева (10 для фортепиано, 2 скрипичные), Д. Д. Шостаковича (2 для фортепиано, 2 скрипичные, виолончельная), П. Хиндемита (около 30 Соната почти для всех инструментов), Б. Бартока (6 Соната для различных составов). В 50—70-х гг. термин «Соната», как в далёком прошлом, порой понимается лишь как обозначение инструментальной пьесы (Соната для виолончели с оркестром К. Пендерецкого).


Лит.: Попова Т., Соната, М., 1962; Bagge S., Die geschichtliche Entwicklung der Sonate, Lpz., 1880; Klauwell O., Geschichte der Sonate von ihren Anfängen bis zur Gegenwart, Köln — Lpz., 1899; Brandt E., Suite, Sonate and Symphonie, Braunschweig, 1923; Borrel E., La sonate. P., 1951.
  В. Б. Валькова.




"БСЭ" >> "С" >> "СО" >> "СОН"

Статья про "Соната" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 686 раз
Коптим скумбрию в коробке
Панайпай

TOP 20