Средневековые лады

Определение "Средневековые лады" в Большой Советской Энциклопедии


Средневековые лады, церковные лады, наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения — двенадцати) ладов, лежащих в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западно-европейского средневековья. Средневековые лады использовались и в многоголосной музыке Возрождения. Для обозначения Средневековые лады первоначально служил порядковый номер пары Средневековые лады, объединявшей главный автентический лад и производный плагальный, затем порядковый номер каждого из Средневековые лады; использовались лишь названия древнегреческих ладов, однако отнесённые уже к другим звукорядам:


Основные категории Средневековые лады — финалис (конечный тон), амбитус (объём звукоряда) и (в мелодиях, связанных с псалмодированием) реперкусса (тон повторения, псалмодирования, в нотных примерах обозначен белой нотой в середине звукоряда). Каждый из Средневековые лады обладал своими характерными мелодическими формулами-попевками. Пример мелодии в одном из Средневековые лады:


В светской и народной музыке средневековья (и Возрождения), по-видимому, существовали и др. лады, однако они игнорировались музыкальной теорией, находившейся в руках церкви. Лишь в середине 16 в. в систему Средневековые лады были включены ещё четыре лада:

Каждому из Средневековые лады приписывался свой характер выразительности.
  Ю. Н. Холопов.



"БСЭ" >> "С" >> "СР" >> "СРЕ" >> "СРЕД"

Статья про "Средневековые лады" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 804 раз
Бургер двойного помола
Куриный суп

TOP 20