Стенография

Определение "Стенография" в Большой Советской Энциклопедии


Стенография. Рис.
Стенография (от греч. stenos — узкий, тесный и ...графия), скоростное письмо, основанное на применении специальных систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее вести синхронную запись устной речи и рационализировать технику письма. Скорость стенографического письма превосходит скорость обычного в 4—7 раз. Стенография была известна в глубокой древности. Один из первых достоверных памятников Стенография — надпись стенографическими знаками на найденной в Акрополе в Афинах мраморной плите, относящейся к 350 до н. э. В школах Древнего Рима наряду с обычным письмом (abecedaria) преподавалось скоростное письмо (notaria, от nota — знак). Римская Стенография, применявшаяся до 11 в., называлась «тироновы ноты» (по имени её создателя Тирона, 1 в. до н. э.).


Термин «Стенография» введён в 1602 в Англии Дж. Уиллисом. Начиная с 17 в. во всём мире было предложено около 3 тыс. различных систем Стенография и их переработок, в настоящее время (1976) их применяется несколько десятков при постоянной тенденции к сокращению количества систем; для социалистических стран характерен переход на единые государственные системы.


В современной Стенография различают системы курсивные и геометральные. Знаки для согласных в курсивных системах взяты из элементов обычного письма, сочетаемых при помощи соединительной линии. Знаки геометральных систем состоят из геометрических фигур (круг и его части, прямые различного наклона) и сочетаются без соединительных линий. Оба типа Стенография изобретены в Англии: геометральная — Дж. Уиллисом (1602), курсивная — Стенография Бордли (1789). Геометральные системы приняты для языков с относительно короткими словами (англ., франц., исп.), курсивные — для языков с длинными словами (слав., сканд., нем.). Различают орфографичексие и фонетические системы Стенография Первые придерживаются орфографии обычного письма, фонетические системы строят сокращения на выбрасывании букв, соответствующих неслышимым звукам. Русские системы М. А. Терне (1874), З. И. и А. И. Сапонько (1913) строились на т. н. ударном принципе — из срединных гласных слова выписывалась только та, на которую падает ударение.



В большинстве систем согласные и гласные имеют различное обозначение. Для обозначения согласных в курсивных системах берутся элементы обычного письма, гласные обозначаются при помощи т. н. приёмов вокализации — изменения по длине и направлению соединительной волосной линии между знаками согласных, изменения формы этих знаков, в частности их утолщение (нажим), изменения позиции знаков (повышение и понижение относительно линии письма и относительно друг друга). Состав стенографических знаков для согласных является внеязыковым, что облегчает адаптацию системы Стенография к разным языкам.
В дореволюционной России Стенография использовалась мало, применялись главным образом переработки курсивных немецких систем.


Первой оригинальной и примененной на практике стенографической системой для рус. языка была система М. И. Иванина, опубликованная в 1858 в его книге «О стенографии, или искусстве скорописи, и применении её к русскому языку». В 1860 впервые в России Стенография (по системе Иванина) была использована в Петербургском университете для записи диспута о происхождении Руси между академиком М. П. Погодиным и профессором Н. И. Костомаровым.


После Октябрьской революции 1917 появились новые системы Стенография — М. И. Лапекина (1920), Н. И. Фадеева (1922), Н. Н. Соколова (1924) и др. В 20-е гг. Стенография преподавалась по разным системам, что тормозило развитие стенографического образования. На основе теоретического и практического сравнения 7 лучших систем Стенография, произведенного Наркомпросом РСФСР в 1933, ВЦИК РСФСР принял постановление о введении в РСФСР Государственной единой системы Стенография (ГЕСС), в основу которой положена система Соколова.


Принятая в СССР ГЕСС — курсивная система, основана на изучении биомеханических закономерностей письма, на учёте частотности букв и морфем в обычном письме и частотности знаков в стенографическом письме. Одним из принципов ГЕСС является стандартность начертаний (слово выписывается одним единообразным способом). Вокализация основана на изменении позиции знаков относительно друг друга. Самыми «удобными» стенографическими знаками (т. с. наименее деформируемыми элементами обычного письма) обозначаются наиболее частотные единицы языка. ГЕСС адаптирована к украинскому, узбекскому, грузинскому, польскому, и др. языкам.


ГЕСС постепенно совершенствуется и упрощается с целью достижения максимальной психологической простоты записи и облегчения обучения Стенография Основные направления: 1) ещё большее приближение стенографических знаков к элементам букв обычного (рукописного) письма; 2) устранение из системы знаков, мешающих унификации соединений согласных и вокализации; 3) уменьшение количества слитных знаков (т. е. знаков сочетаний согласных).


Лит.: Ершов Н. А. [сост.], Обзор русских стенографических систем. История, критика и литература русской стенографии, СПБ, 1880; Соколов Н. Н., Теоретические основы государственной единой системы стенографии, М., 1949; Юрковский А. М., Стенография сквозь века, М., 1969: Petrasek J., Dějiny těsnopisu, Praha, 1973.
  Н. Н. Соколов, Н. П. Скородумова.



"БСЭ" >> "С" >> "СТ" >> "СТЕ" >> "СТЕН"

Статья про "Стенография" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 894 раз
Пицца в сковороде
Панайпай

TOP 20