БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Ткани художественные

Значение слова "Ткани художественные" в Большой Советской Энциклопедии


Ткани художественные, ткацкие изделия (ручные или машинные), отличающиеся художественностью орнаментации, красотой расцветки, высоким искусством выработки, являющиеся произведениями
Бархатная парча. Турция. 17 в. Музей искусства народов Востока. Москва.
декоративно-прикладного искусства. Орнаментация Ткани художественные, строящаяся обычно по принципу ритмичных повторов (см. Раппорт), достигается либо путём переплетения нитей, либо набивным способом (см. Набойка), а также вышивкой. Все 3 способа орнаментации применялись с глубокой древности и были известны почти всем народам. Художественное оформление тканей обусловливается их назначением и техническими возможностями производства; узоры Ткани художественные отражают стилистическое своеобразие различных эпох в развитии искусства и национальных художественных школ (см. также Ковёр).

  Ткани художественные Древнего Востока и античного мира известны по памятникам изобразительного искусства и литературы, а также по отдельным образцам тканей, найденным в раскопках (например, фрагменты древнеегипетских льняных узорных тканей 2-го тыс. до н. э., фрагменты античных тканей из городов Северного Причерноморья). Высокой художественностью с древних времен славились китайские, главным образом шёлковые и «золотные» (с металлической нитью), ткани, известные с конца 2-го тыс. до н. э. [сохранились фрагменты узорчатых тканей 5—3 вв. до н. э. из раскопок в Чанша, богатых по расцветке тканей эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) и др.]. Широкое распространение получили изготовлявшиеся в 16 и особенно в 17 вв. в Китае шёлковая «камка-китайка» (русское название), различные виды бархата (шёлковые основа и уток) и т.д. Орнамент китайских тканей — геометрические узоры, стилизованные мотивы растительного и звериного мира, символические изображения (круг, дракон, облака), иероглифы. К китайским Ткани художественные близки (по материалу, выработке, орнаменту) японские ткани. На протяжении веков (известны с 3-го тыс. до н. э.) славились индийские хлопчатобумажные (реже полушёлковые) ткани с набивным узором, шерстяные узорные и тонкие льняные ткани, орнамент которых состоял главным образом из растительных мотивов (часто с обилием деталей), а также из повторяющихся сюжетных сцен. Иран с древних времён вырабатывал изысканные по мастерству шерстяные и шёлковые ткани: сохранились фрагменты шёлковых тканей эпохи Сасанидов (3—7 вв.); их узор состоял обычно из медальонов (кругов, овалов и т.д.) с изображениями апофеоза царской власти, сцен охоты, фантастических животных. В 15—17 вв. высоко ценились иранские шёлковые и «золотные» ткани — так называемые объярь, атлас, бархат (основа бумажная); для их орнаментов характерны стилизованные мотивы растительного и животного мира, сцены из эпоса и т.д. Сохранилось много образцов тканей коптского Египта (4—7 вв.) с изображением различных религиозных сцен. Орнаментация византийских Ткани художественные испытала значительное воздействие позднеантичного и сасанидского искусства. Для узоров византийских тканей типичны круги с орлами, колесницами, библейскими сценами и т.д. В арабских странах выделывались шёлковые и «золотные» Ткани художественные, узорные и гладкие (атлас). Своеобразны турецкие атласы и бархаты (имеющие бумажную основу) 15—18 вв., обычно с крупным узором из «опахал», полумесяцев, цветов гвоздики и др.

  С Ближним Востоком связано художественное ткачество Испании (период расцвета —16 в.): шёлковые ткани, бархат (шёлковые основа и уток) с геометрическим орнаментом в сочетании с мелким раститительным узором (мавританское влияние), разнообразные «золотные» ткани (особенно известна шёлковая ткань с тончайшими нитями золочёного серебра в утке, в России называвшаяся алтабас). Итальянские Ткани художественные приобрели известность с 14 в.: расцвет их производства приходится на 16—17 вв. Наиболее известны: венецианская камка с «чешуйчатым» и мелким растительным («мелкотравчатым») узором, различные бархаты (шёлковые основа и уток) — орнамент геральдический и растительный, реже — изображения зверей. Из «золотных» итальянских тканей наиболее ценилась ткань сложной техники в несколько основ и утков (русское название — аксамит). С 17 в. с итальянскими тканями соперничали французские, производство которых достигло расцвета в 18 в. Выделялись шёлковые ткани Лиона: бархат (шёлковые основа и уток), атлас, камка. Среди орнаментов французских тканей — реалистически трактованные цветы, букеты, архитектурные мотивы, жанровые сцены. Замечательные по художественным достоинствам ткани создавались народами, населявшими современную территорию СССР. Древними традициями художественного ткачества обладают народы Средней Азии и Закавказья (шёлковые, шерстяные, хлопчатобумажные ткани, ковры). В Древней Руси художественное ткачество было известно издавна. Об этом свидетельствуют литературные источники и сохранившиеся фрагменты шерстяных тканей северных славян 10—11 вв. (узор крупный, геометрический, набивной), кривичей 12 в. (узор — переплетение с мережкой). Наряду с набойкой, распространённой почти повсеместно, ценные Ткани художественные (покрывала, полотенца, скатерти, плахты, ткани для одежды) создавало народное узорное ткачество русских, украинцев, белорусов, народов Прибалтики и др. В 16—17 вв. возникло русское шелкоткацкое производство, получившее особое развитие в 18 в.: выпускались штофы, парча, гризеты и др. (узор крупный и мелкий — букеты роз и др. цветов, трактованных реалистически). В начале 19 в. развивалось производство шалей, а также выделка шёлковых Ткани художественные, особенно парчи.

  В 20 в. с развитием фабричного текстильного производства и совершенствованием техники нанесения рисунка на ткань повышается и художественное качество массовых бытовых тканей. Рисунки для тканей создаются специалистами-художниками.

  В 1920-е гг. в СССР осуществлялись отдельные опыты по внедрению ситца, лаконичных по цвету и строгих по ритму рисунков. В 1930-е гг. усилилось стремление сделать, опираясь на изучение классического и народного наследия, Ткани художественные не только удобными, но и многообразно декоративными по рисунку и цвету. В тканях этого периода (создаваемых по рисункам Н. В. Кирсановой, В. К. Склярова, М. В. Хвостенко, Е. Я. Шумяцкой и др.) всё большее место занимает цветочный орнамент (иногда — с элементами советской эмблематики). К середине 30-х гг. возникли художественные лаборатории на крупнейших текстильных предприятиях. С середины 1950-х гг. мастера советского Ткани художественные (Н. М. Жовтис, С. А. Заславская, С. А. Каусов и др.) интенсивно работают над созданием тканей новых структур, а также более разнообразных по ритмическому построению видов орнамента.

 

  Лит.: Клейн В., Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология, М., 1925; Рогинская Ф. С., Советский текстиль, М., 1930; Соболев Н. Н., Очерки по истории украшения тканей, М.— Л., 1934; Русское декоративное искусство, т. 1—3, М., 1962—65; Макаров К. А., Советское декоративное искусство. [Альбом], М., 1974; Weibel A. S., Two thousand years of textiles, N. Y., 1952; Schmidt Н. J., Alte Seidenstoffe, Braunschweig, [1958]; Flemming E., Textile Kunste. Weberei, Stickerei, Spitze, B., [1923], neue Aufl., B., 1960; Pavon M., Forme e tecniche nell"arte tessile, [Treviso], [1972].

Бархатная парча. Турция. 17 в. Музей искусства народов Востока. Москва.
Бархатная парча. Турция. 17 в. Музей искусства народов Востока. Москва.


Ткань. Конго. Королевский музей Центральной Африки. Брюссель.
Ткань. Конго. Королевский музей Центральной Африки. Брюссель.


Парча. Иран. 16 в. Оружейная палата. Москва.
Парча. Иран. 16 в. Оружейная палата. Москва.


Ситец. Конец 1920-х — 1930-е гг.
Ситец. Конец 1920-х — 1930-е гг.


Набойка кубовая. Россия. 19 в. Загорский историко-художественный музей-заповедник.
Набойка кубовая. Россия. 19 в. Загорский историко-художественный музей-заповедник.


Парча. Россия. 1760-е гг. Исторический музей. Москва.
Парча. Россия. 1760-е гг. Исторический музей. Москва.


Коврик. Лён. Древний Египет. 16—14 вв. до н. э. Египетский музей. Турин.
Коврик. Лён. Древний Египет. 16—14 вв. до н. э. Египетский музей. Турин.


Плахта. Шерсть, переборное ткачество. Украина. 19 в. Музей украинского народного декоративного искусства УССР. Киев.
Плахта. Шерсть, переборное ткачество. Украина. 19 в. Музей украинского народного декоративного искусства УССР. Киев.


Хлопчатобумажная ткань, набойка. Индия. 20 в. Музей искусства народов Востока. Москва.
Хлопчатобумажная ткань, набойка. Индия. 20 в. Музей искусства народов Востока. Москва.


Ткань. Бранное ткачество. Лён, шерсть. Литва. Конец 19 в.
Ткань. Бранное ткачество. Лён, шерсть. Литва. Конец 19 в.


Крепдешин (рисунок «кружево и горошек»). 1969. Художник Н. М. Жовтис.
Крепдешин (рисунок «кружево и горошек»). 1969. Художник Н. М. Жовтис.


Стенная панель (по рисунку Филиппа де Лассаля). Шёлк-лампас. Франция. 17 в. Музей истории тканей. Лион.
Стенная панель (по рисунку Филиппа де Лассаля). Шёлк-лампас. Франция. 17 в. Музей истории тканей. Лион.


Шарф. Пух. Россия. Фабрика Н. А. Мерлиной. 1-я половина 19 в. Фрагмент. Исторический музей. Москва.
Шарф. Пух. Россия. Фабрика Н. А. Мерлиной. 1-я половина 19 в. Фрагмент. Исторический музей. Москва.


Ткань с острова Сумба (Индонезия). Музей Королевского тропического института. Амстердам.
Ткань с острова Сумба (Индонезия). Музей Королевского тропического института. Амстердам.


Бархат с золотыми и парчовыми узорами. Генуя. Середина 16 в. Городской музей. Турин.
Бархат с золотыми и парчовыми узорами. Генуя. Середина 16 в. Городской музей. Турин.


Шёлковая ткань. Китай. 18 в. Фрагмент. Музей искусства народов Востока. Москва.
Шёлковая ткань. Китай. 18 в. Фрагмент. Музей искусства народов Востока. Москва.


Набойка. Россия. 17 в. Исторический музей. Москва.
Набойка. Россия. 17 в. Исторический музей. Москва.


Ковёр «Черные птицы». Шерсть, хлопок, капрон, металлическая нить, рюйу. 1967. Художник Э. Ханзен.
Ковёр «Черные птицы». Шерсть, хлопок, капрон, металлическая нить, рюйу. 1967. Художник Э. Ханзен.


Шёлк. Александрия или Константинополь (?). 7—8 вв. Ватиканские музеи. Рим.
Шёлк. Александрия или Константинополь (?). 7—8 вв. Ватиканские музеи. Рим.


Шёлковая абровая ткань. Таджикистан. 1930—40-е гг. Музей искусства народов Востока. Москва.
Шёлковая абровая ткань. Таджикистан. 1930—40-е гг. Музей искусства народов Востока. Москва.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Ткани художественные"

Ткани | Буква "Т" | В начало | Буквосочетание "ТК" | Ткань текстильная


Статья про слово "Ткани художественные" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 5314 раз


Интересное