Тональность

Определение "Тональность" в Большой Советской Энциклопедии


Тональность (муз.), в русской терминологии высотное положение лада (собственно Тональность), а также ладовая система на определённой высоте, то есть ладотональность. Термин применяется также для обозначения функциональной мажорно-минорной ладовой системы (см. Лад). Обозначение Тональность в мажорно-минорной системе складывается из высотного положения (по буквально системе — с, а, fis, h или до, ля, фа-диез, си и др.) и лада (ладового наклонения — Dur, moll, соответственно мажор, минор). В музыке 20 в., где однозначное определение ладового наклонения (Dur, moll) часто сомнительно или несущественно, применяется и обозначение Тональность без указания лада. Например, Серенада in А (то есть с центром ля) Стравинского.


Сущность Тональность в классической мажорно-минорной системе — создание устойчивой и логически-дифференцированной системы ладовых значений звуков и созвучий на той или иной высоте, подчинённых главенству одного звука или созвучия, по названию которого получает своё название и сама данная Тональность Для Тональность мажорно-минорного типа характерно ярко выраженное тяготение подчинённых звуков и созвучий к главному (общему или местному) тональному центру. В протяжённой музыкальной пьесе тяготение ощущается и в последовании тональностей (например, при последовании соль мажора и ре минора возникает тяготение к объединяющей их Тональность более высокого порядка — до мажору). Смена Тональность называется модуляцией. Модуляционное движение создаёт связывающий всю пьесу тональный план. При этом обычно господствует одна Тональность: по ней нередко обозначается и всё музыкальное произведение (например, фантазия и фуга соль минор для органа И. С. Баха, симфония до мажор Моцарта).
Ю. Н. Холопов.




"БСЭ" >> "Т" >> "ТО" >> "ТОН"

Статья про "Тональность" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 562 раз
Бургер двойного помола
Бургер двойного помола

TOP 20