БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Уайльд Оскар Фингал О"Флаэрти Уилс

Значение слова "Уайльд Оскар Фингал О"Флаэрти Уилс" в Большой Советской Энциклопедии


Уайльд, Уайлд (Wilde) Оскар Фингал О"Флаэрти Уилс (16.10.1854, Дублин,— 30.11.1900, Париж), английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет (1879). Сборник «Стихотворения»
О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (Москва, 1906). Илл. М. Дурнова.
(1881) имел успех. Под влиянием лекций Дж. Рескина об искусстве увлекся идеями так называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуазного общества. В 1882 совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике; в США издал революционную мелодраму «Вера, или Нигилисты» (1882, рус. пер. 1925, Берлин), выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию «Герцогиня Падуанская» (1883, рус. пер. В. Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден на два года тюремного заключения по обвинению в безнравственности (1895—97), по выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме «Баллада Редингской тюрьмы» (1898, рус. пер. В. Брюсова, 1915) и в посмертно опубликованной исповеди «De Profundis» (1905).

  В обстановке социального и идеологического кризиса английской буржуазного общества конца 19 в. У. примыкал к антибуржуазному направлению в литературе и театре, в некоторой степени испытав влияние идей социализма («Душа человека при социализме», 1891). Представление о том, что искусство не только самоценно, но первично по отношению к жизни, сближало его с декадентским эстетизмом и сторонниками «искусства для искусства». Однако творчество У. было не лишено значительного жизненного содержания. Ранняя поэзия У. изысканно орнаментована, книжна, в ней сильно влияние французского символизма. Наряду с этим в его творчестве звучат социальные мотивы. В «Балладе Редингской тюрьмы» декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека.

  Сказки («Счастливый принц», «Звёздный мальчик») и «Стихотворения в прозе» У. лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Севиля» — остросюжетные новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа конца 19 в. — «Портрет Дориана Грея» (1891). Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, У. вместе с тем признаёт, что культ красоты и жажда наслаждений не должны приводить к отказу от истинной нравственности. Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.

  Трагедии «Герцогиня Падуанская», «Саломея» (1893; первоначально на французском языке), «Флорентийская трагедия» (1895, опубликована в 1908, не закончена) — попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Как важно быть серьёзным» (поставлена 1895, опубликована в 1899). Социально-критические мотивы сильны в комедии «Идеальный муж» (1895), где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов.

  В критических статьях 80-х гг. (сборник «Замыслы», 1891) У. осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы (У. Моррис, У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил народное песенное творчество, поэзию П. Беранже и с уважением писал о художественном мастерстве О. Бальзака, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского.

 

  Соч.: Complete works, L. — Glasgow, 1966; Critical writings, L., 1970: The letters, ed. by R. Hart-Davis, L., 1962; The critical heritage, ed. by K. Beckson, L., [1970]; в рус. пер. — Полн. собр. соч., под ред. К. И. Чуковского, т. 1—4, СПБ, 1912; Избр. произв., т. 1—2, М., 1960; Пьесы, М., 1960.

 

  Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958; Чуковский К., Оскар Уайльд, в его кн.: Люди и книги, М., 1960, с. 625—70; Harris F., O. Wilde, his life and confessions, v. 1—2, N. Y., 1918; Pearson Н., Oskar Wilde, his life and wit, L. — N. Y., 1946; San Juan E., The art of О. Wilde, Princeton, 1967; Mason S., Bibliography of O. Wilde, [2 ed.], L., [1967].

  А. А. Аникст.

 

О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (Москва, 1906). Илл. М. Дурнова.
О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (Москва, 1906). Илл. М. Дурнова.


О. Уайльд.
О. Уайльд.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Уайльд Оскар Фингал О"Флаэрти Уилс"

Уайлс Питер Джон де ла Фосс | Буква "У" | В начало | Буквосочетание "УА" | Уайт Патрик Виктор Мартиндейл


Статья про слово "Уайльд Оскар Фингал О"Флаэрти Уилс" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 1135 раз


Интересное