Ударение

Определение "Ударение" в Большой Советской Энциклопедии


Ударение, акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств. Обычно выделяются слоги, а также слова и словосочетания. Различаются словесное ударение, тактовое (синтагматическое) и фразовое Ударение Эти виды Ударение связаны с линейной структурой высказывания, членимого на определённые отрезки. Особый вид Ударение— логическое, связанное со смысловым подчёркиванием важнейшего слова предложения. Фонетически Ударение может реализоваться путём повышения интенсивности ударного слога, достигаемого увеличением мускульного напряжения и усилением выдоха — силовое ударение; путём изменения высоты голосового тона — музыкальное ударение; путём удлинения звука — количественное Ударение Наиболее распространённый тип Ударение — силовое (в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и многих др. языках). Музыкальное Ударение известно целому ряду языков (литовскому, сербскому, скандинавским, бирманским, вьетнамскому, китайскому, японскому и др.). Количественное Ударение в чистом виде, вероятно, не встречается, но признак длительности играет важную роль в реализации др. типов Ударение Так, в русском языке ударный слог выделяется прежде всего большей длительностью по сравнению с неударными, которые могут не отличаться от ударного по интенсивности. Это проявляется в том, что русские, слыша, например, долгие гласные чешского языка, воспринимают их как ударные (в словах типа dovеsti — «довести», motуl — «бабочка»), хотя реально Ударение в чешском языке всегда на первом слоге. В тех языках, где признак длительности характеризует сами гласные фонемы, этот признак не используется для реализации Ударение, но долгие гласные неударных слогов отличаются по длительности от долгих гласных ударного слога. Иногда в языке сочетаются все признаки, реализующие Ударение (так, во французском языке ударный слог не только более интенсивный, но и более долгий и высокий по тону). Случаев сосуществования в одном языке различных типов Ударение мало (например, в шведском языке в многосложных словах имеется силовое Ударение на первом слоге и музыкальное Ударение на одном из последующих). Специфический тип Ударение встречается в датском языке, где наряду с обычным силовым возможно Ударение, осложнённое гортанной смычкой (stød), представляющей собой, как предполагают многие учёные, остаток прежнего музыкального Ударение Силовое Ударение может выражаться в деформации гласных неударных слогов — так называемая редукция гласных (например, в русском, английском языках). В пределах слова могут различаться главное и второстепенное Ударение (русский, английский, немецкий языки), контраст которых часто позволяет отличать сложные слова от сочетания двух слов с равноправными — главными — Ударение (сравним немецкое Rоte Bаnner — «красное знамя» — Rоtgardìst —«красногвардеец»). Важными морфологическими свойствами Ударение являются его подвижность и фиксированность, причём подвижность может быть связана как со слоговым (например, в польском), так и с морфологическим (например, в русском, английском языках) составом слова. В русском языке подвижное Ударение (в одних формах на основе, в других — на окончании) образует акцентные парадигмы, соотносимые с морфологическими парадигмами склонения, спряжения и с моделями словообразования.



В языке Ударение выполняет различные функции: смыслоразличительную (сигнификативную), например «замок» — «замок», разграничительную (делимитативную) — особое фиксированное Ударение, указывающее границу — начало или конец — слова (например, в чешском, венгерском языках); объединительную (кумулятивную), спаивая элементы слова в одно целое.


Ударение исторически изменчиво, в процессе развития языка один тип может сменяться другим. Так, в истории славянских языков древнейшее музыкальное Ударение, находившееся в сложном взаимодействии со слоговой интонацией (акут — циркумфлекс) и долготой гласных, преобразовалось в большинстве из них в силовое. К балто-славянской эпохе относится действие так называемый закона Фортунатова — де Соссюра, регулировавшего изменение Ударение в пределах словоформ и приводившего к появлению подвижного Ударение в морфологических парадигмах.


Лит.: Мейе А., Общеславянский язык, пер. с франц., М., 1951; Аванесов Р. И., Фонетика современного русского литературного языка, М., 1956; Зиндер Л. Р., Общая фонетика, Л., 1960; Редькин В. А., Акцентология современного русского литературного языка, М., 1971.
В. А. Виноградов.



"БСЭ" >> "У" >> "УД"

Статья про "Ударение" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 748 раз
Коптим скумбрию в коробке
Луковый соус

TOP 20