БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Бессознательное

Значение слова "Бессознательное" в Большой Советской Энциклопедии


Бессознательное, в широком смысле — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий Бессознательное
— особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Бессознательное» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительной цели и последствия которого не осознаются. Термин «Бессознательное» широко употребляется в философии и психологии, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении.

  Общая идея о Бессознательное, восходящая к учению Платона о познании-воспоминании (анамнезе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция Бессознательное впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим Бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку строго материалистического объяснения Бессознательное предпринял Д. Гартли (Англия), связавший Бессознательное с деятельностью нервной системы. Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает Бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Иной характер обрело Бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ Бессознательное как глубинного источника творчества. Иррационалистическое учение о Бессознательное выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В 19 в. началась линия собственно психологического изучения Бессознательное (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическую характеристику Бессознательное вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

  Новый стимул в изучении Бессознательное дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на Бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция австрийского врача и психолога 3. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма — вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил Бессознательное в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Швейцарский психолог К. Юнг, помимо личного Бессознательное, ввёл понятие коллективного Бессознательное, объективной психики, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Учение Фрейда о Бессознательное получило чисто иррационалистическую трактовку в ряде современных буржуазных философско-психологических концепций.

  В советской психологии проблема Бессознательное разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологические аспекты Бессознательное, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т.д. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования Бессознательное Несмотря на многочисленные попытки, пока не удалось построить целостной теории, объясняющей механизмы и структуру Бессознательное

 

  Лит.: Новые идеи в философии, сб. 15 — Бессознательное, СПБессознательное 1914; Фрейд 3., Бессознательное, в его кн.: Основные психологические теории в психоанализе, М.—П., 1923; Сеченов И. М., Кому и как разрабатывать психологию?, Избр. произв, т. 1,. М., 1952; Бочоришвили А. Т., Проблема бессознательного в психологии,. Тб., 1961; Чхартишвили Ш. Н., Проблема бессознательного в советской психологии, Тб., 1966; Бассин. Ф. П., Проблема бессознательного, М., 1968; MacIntyre А. С., The unconscious. A conceptual analysis, L.—N. Y., 1958; Bellak L., The unconscious, «Annals of New York Academy of Sciences», 1959, v. 76, art. 4; Whyte L. L., Unconscious before Freud, N. Y., [I960]; L’Inconscient. 6 Colloque de Bonneval, P., 1966.

  Д. Н. Ляликов.

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Бессознательное"

Ульянцев Тимофей Иванович | Буква "Б" | В начало | Буквосочетание "БЕ" | Улюнгур


Статья про слово "Бессознательное" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 4884 раз


Интересное