БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
УпанишадыОпределение "Упанишады" в Большой Советской ЭнциклопедииУпанишады, индийские прозаические и стихотворные религиозно-философсие трактаты. Часть ведической литературы (см. Веды). Термин «Упанишады» [санскр., буквально – сидение (ученика) подле (учителя)] понимается в Индии как «сокровенное знание», доступное только посвященным. Возникли в древности (приблизительно в 7–3 вв. до н. э.); значительную философскую и художественную ценность имеют т. н. главные Упанишады, непосредственно связанные с разными ведическими школами. В центре Упанишады – философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина Упанишады – учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода «игра понятиями», получающая оправдание и смысл в свете философской концепции Упанишады о единстве мира. Значение Упанишады не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р. Упанишады Эмерсона.
Изд.: Upanishads. The prinsipal Upanishads, ed. with introd., text, transi. and notes by S. Radhakrishnan, L., 1953; в рус. пер. – Брихадараньяка Упанишада. Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1964; Чхандогья Упанишада. Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1965; Упанишады. [Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина], М., 1967.
Статья про "Упанишады" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 758 раз |
TOP 20
|
|||||||