Христос

Определение "Христос" в Большой Советской Энциклопедии


Христос (греч. Christós, буквально — помазанник), Иисус Христос, в христианском церковном учении основатель христианства. Согласно евангельской мифологии Христос родился от «святого духа» в Вифлееме у Марии, жены Иосифа; младенцем его увезли в Египет, чтобы спасти от I">Ирода I; вернулся в Палестину и был крещен Иоанном Крестителем. Христос собрал вокруг себя 12 учеников-апостолов (Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Иуда и др.) и ходил с ними по Палестине, проповедуя своё учение и творя чудеса. В Иерусалиме Иуда предал Христос за 30 сребреников. На пасхальной неделе Христос был осужден римским наместником Понтием Пилатом на смертную казнь вместе с двумя разбойниками, распят на кресте и затем похоронен, но «по прошествии субботы» воскрес. Дошла до нас и «антилегенда» о Христос (передана римским писателем 2 в. Цельсом, в Талмуде и др.), согласно которой Христос был сыном Марии и римского солдата Пантеры (Пандиры) и за чародейство был забит камнями. Христианское богословие 2—4 вв. развило намеченную в Новом завете идею о Христос как сыне божьем; он стал рассматриваться как второе лицо Троицы. Ортодоксальное христианство приняло концепцию Христос — богочеловека, в котором были соединены человеческая и божественная природы.


Вопрос об историчности Христос вызывает среди религиоведов острые споры. Существуют два основных направления: 1) мифологическое — признающее Христос мифическим образом, созданным на основе тотемических верований или земледельческих культов, подобно культу Осириса, Таммуза и др. Иногда в мифе о Христос видят вариант легенды о Будде или результат астрологических спекуляций. 2) Историческое — признающее Христос исторической личностью. В пользу историчности Христос приводятся аргументы: упоминания о нём у Иосифа Флавия и Тацита, наличие во 2 в. «антилегенды» о Христос (в которой отрицается не существование Христос, а лишь приписываемый ему ореол божественности), раннее происхождение евангелий (сохранились папирусные фрагменты евангелия от Иоанна, датируемые началом 2 в.). Согласно аргументам, выдвигаемым мифологическим направлением, мифичность Христос главным образом доказывают: противоречия в новозаветном рассказе о Христос, обилие приписанных ему чудес, ошибки в описании быта и природы Палестины, отсутствие сведений о Христос у греко-римских авторов 1 в. н. э. (подлинность упоминаний о Христос, имеющихся у Иосифа Флавия и Тацита, исследователи этого направления оспаривают); некоторые из историков этой школы утверждают, что евангелия создавались в конце 2 в., т. е. много позднее описываемой в них жизни Христос, и образ Христос сложился в них под влиянием Плутарха.



Образ Христос занимает важное место в средневековой литературе и искусстве. Христос оставался в центре внимания художников Возрождения. В новое время в Христос видели нравственный идеал (Л. Толстой), революционера-бунтаря (К. Каутский), героя-страдальца (Э. Ренан).


Лит.: Древе А., Отрицание историчности Иисуса в прошлом и настоящем, пер. с нем., М., 1930; Кушу П., Загадка Иисуса, пер. с франц., М., 1930; Кубланов М. М., Иисус Христос — бог, человек, миф?, М., 1964; Каждан А., Историческое зерно предания об Иисусе, «Наука и религия», 1966, № 2; Крывелев И. А., Что знает история об Иисусе Христе?, М., 1969; его же, История религии, т. 1, М., 1975, с. 145—155.



"БСЭ" >> "Х" >> "ХР" >> "ХРИ"

Статья про "Христос" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 717 раз
Бургер двойного помола
Буддийская молитва в Камбодже

TOP 20