БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Художественное конструирование

Значение слова "Художественное конструирование" в Большой Советской Энциклопедии


Художественное конструирование, творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного
Зарубежное художественное конструирование. А. Аалто. Табуретка и стулья фирмы «Артек» (Финляндия). 1933.
производства; это достигается путём приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. Художественное конструирование (часто отождествляемое с дизайном) неотъемлемая составная часть современного процесса создания промышленной продукции, предназначенной для непосредственного использования человеком; оно ведётся в творческом контакте с инженерами-конструкторами, технологами и др. специалистами и призвано способствовать наиболее полному учёту требований потребителя и повышению эффективности производства. В условиях социализма Художественное конструирование содействует созданию гармоничного предметного мира, отвечающего все возрастающим материальным и духовным потребностям человека.

  Художественное конструирование осуществляет художник-конструктор (дизайнер), использующий в своей работе результаты научных исследований в различных областях науки и техники, знающий современное промышленное производство, его технологию и экономику.

  Художественное конструирование опирается на теорию, разрабатываемую технической эстетикой, а также на данные экономики, социологии, психологии, эргономики, семиотики, системотехники и др. наук. Метод Художественное конструирование складывается из художественно-конструкторского анализа (исследование исходной ситуации и построение объекта проектирования, функционально-эргономический и конструктивно-технологический анализ, композиционный анализ) и художественно-конструкторского синтеза (в процессе которого ведётся функционально-эргономический поиск, работа над композицией изделия). Для Художественное конструирование характерно моделирование объекта на всех этапах его разработки (в соответствующем масштабе и нередко в натуральную величину), позволяющее проверять и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических и др. решений; при этом модель служит не иллюстрацией к проекту, а как бы инструментом проектирования и, постоянно модифицируясь в ходе работы, становится в конечном счёте эталоном опытного образца изделия. Специфическим для метода Художественное конструирование является рассмотрение проектируемого изделия как элемента целого комплекса изделий, окружающих человека в конкретной предметной среде, которая должна максимально удовлетворять утилитарные и эстетические потребности и способствовать повышению эффективности его деятельности. Наиболее сложным объектом Художественное конструирование являются системы, объединяющие совместно производимые или совместно используемые изделия. В этом случае метод Художественное конструирование включает такие задачи, как решение вопросов разнообразия элементов системы (ассортимента изделий), формирование её структуры с использованием средств унификации и агрегатирования и т.п.

  Возникновение Художественное конструирование относится к началу 20 в., но предпосылки для его становления развивались задолго до этого в процессе перехода от ручного к машинному производству, который повлек за собой «... полный технический переворот, ниспровергающий веками нажитое ручное искусство мастера...» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 3, с. 455). Непосредственным результатом этого переворота было противоречие между прогрессивностью заложенной в новом изделии инженерной идеи и его эстетической неполноценностью, приведшей к потере многими утилитарными предметами присущего им в прошлом художественного значения. Осознание этого противоречия в середине 19 в. приняло вначале форму романтического призыва к возрождению средневековых ремесленных традиций (Дж. Рескин, У. Моррис), несостоятельность которого вскоре стала очевидной.

  Основы западно-европейского Художественное конструирование закладывались в теоретических и практических работах художников, архитекторов и инженеров П. Беренса, В. Гропиуса, Г. Земпера, Г. Мутезиуса (Германия), Х. К. ван де Велде (Бельгия), Ле Корбюзье, Ф. Рёло (Франция), в деятельности Немецкого Веркбунда и «Баухауза». В 1930—40-е гг. центр Художественное конструирование перемещается из Европы в США, где оно развивается преимущественно В форме т. н. коммерческого дизайна и используется в качестве эффективного инструмента конкурентной борьбы. Американские промышленные фирмы создают отделы Художественное конструирование, возникает большое количество проектных и консультативных дизайнерских фирм. В 1950—1960-е гг. очагами теоретической мысли в области Художественное конструирование становятся некоторые дизайнерские вузы Европы и США. Особенно велика роль Ульмской высшей школы художественного конструирования. В ряде стран (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония и др.) возникают государственные и общественные организации, ставящие своей задачей содействие развитию Художественное конструирование, — национальные советы по дизайну, дизайн-центры и профессиональные ассоциации дизайнеров. В 1957 они объединились в Международный совет организаций по художественному конструированию (ИКСИД).

  Для практики Художественное конструирование капиталистических стран характерно создание промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами. Здесь имеются также отдельные примеры успешного использования Художественное конструирование для повышения эффективности деятельности человека в экстремальных условиях (освоение космоса, Мирового океана и т.п.). Одной из важнейших сфер применения Художественное конструирование в 1960—70-х гг. стало создание т. п. фирменного стиля для крупных промышленных предприятий и корпораций, который охватывает продукцию, упаковку, рекламу, транспорт, одежду персонала, архитектуру зданий, объединяя их общими художественными признаками. Фирменный стиль нередко отличается высоким эстетическим уровнем, однако такого рода решения диктуются в основном рекламно-коммерческими соображениями.

  В СССР предшественниками Художественное конструирование явились деятели искусства (создавшие, например, центры художественного ремесла в Абрамцево, Талашкино и др.), представители русской инженерной школы (И. И. Рерберг, В. Г. Шухов) и теоретики технического творчества (Я. А. Столяров, П. И. Страхов, П. М. Энгельмейер).

  После Октябрьской революции 1917 важной вехой на пути к современному Художественное конструирование стало создание Вхутемаса, с деятельностью которого были связаны практики и теоретики производственного искусства. В 1930-х гг. элементы художественно-конструкторского подхода использовались в различных сферах проектирования несистематически. В послевоенные годы Художественное конструирование развивалось преимущественно в отраслях промышленности, связанных с транспортным машиностроением. Первой специализированной организацией по Художественное конструирование было созданное в 1946 Архитектурно-художественное бюро министерства транспортного машиностроения СССР, которое разрабатывало художественно-конструкторские проекты пассжирских судов, ж.-д. вагонов, троллейбусов и т.п.

  Развитие сов. Художественное конструирование интенсифицировалось после выхода в свет постановлений Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962) и «Об использовании достижений технической эстетики в народном хозяйстве» (1968). В 1962 были созданы Технической эстетики институт (ВНИИТЭ) и ряд специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) в различных отраслях промышленности, в 1960—1970-х гг. — большое количество художественно-конструкторских подразделений на промышленных предприятиях, в КБ и НИИ. ВНИИТЭ и его филиалы ведут научную разработку вопросов методик Художественное конструирование, его эргономических основ, осуществляют экспериментальное проектирование важнейших видов промышленных изделий, методическое руководство работой художников-конструкторов в промышленности. С 1964 издаётся ежемесячный информационный бюллетень «Техническая эстетика», освещающий вопросы теории, методики и практики Художественное конструирование, выпускаются «Труды» ВНИИТЭ, библиографические и обзорные издания, ведётся пропаганда Художественное конструирование, организуются выставки достижений сов. и зарубежного Художественное конструирование, осуществляется информационное обслуживание специалистов. С 1965 ВНИИТЭ — член Международного совета организаций по Художественное конструирование (ИКСИД). В 1975 в Москве был проведён международный конгресс по дизайну и Художественное конструирование

  Одна из основных тенденций развития современного сов. Художественное конструирование — расширение проектно-конструкторских задач, рост их масштабов (наряду с разработкой отдельных изделий комплексное оборудование крупных объектов и предметное оснащение функциональных служб). В Художественное конструирование осуществляется переход от частных разработок к созданию художественно-конструкторских программ, способствующих повышению качества продукции и эффективности производственных объединений и целых отраслей промышленности.

  В др. социалистических странах Художественное конструирование также находит широкое применение, оно используется в решении важных народно-хозяйственных задач (в особенности тех, которые связаны с повышением качества промышленной продукции, культуры производства) и развивается планомерно при содействии государства; создаются отраслевые и межотраслевые центры Художественное конструирование, научно-исследовательские организации, государственные координирующие органы.

 

  Лит.: Краткая методика художественного конструирования, М., 1966; Художественное конструирование в СССР. 1966—1967, М., 1969; Основы методики художественного конструирования, М., 1970; Дижур А. Л., Художественное конструирование в социалистических странах, М., 1971; Художественное конструирование в СССР. 1968—1969, М., 1971; Соловьев Ю Б., Художественное конструирование в США, «США», 1972, № 8: Художественное конструирование в СССР. 1970—1973, М., 1975; Dreyfuss Н., Designing for people, N. Y., 1967; Ashford F., The aesthetics of engineering design, L., 1969; Kelm М., Produktiongestaltung im Sozialismus, B., 1971; Dorfless G., Jntroduzione al disegno industriale, Torino, 1972; Archer L. B., Design awareness and planned creativity in industry, Ottawa — L., 1974; Papanek V., Design for the real world, St. Albans, 1974.

  Ю. Б. Соловьев.

Зарубежное художественное конструирование. А. Аалто. Табуретка и стулья фирмы «Артек» (Финляндия). 1933.
Зарубежное художественное конструирование. А. Аалто. Табуретка и стулья фирмы «Артек» (Финляндия). 1933.


Зарубежное художественное конструирование. А. Стейнер. Образцы упаковки фирмы «Пьеррель» (Италия). 1957.
Зарубежное художественное конструирование. А. Стейнер. Образцы упаковки фирмы «Пьеррель» (Италия). 1957.


Советское художественное конструирование. С. И. Жбанников, Б. К. Кузнецов и др. Автобус «Турист люкс» Павловского автобусного завода. 1968.
Советское художественное конструирование. С. И. Жбанников, Б. К. Кузнецов и др. Автобус «Турист люкс» Павловского автобусного завода. 1968.


Зарубежное художественное конструирование. Кронциркуль фирмы «Браун энд Шарп». (США) 1934.
Зарубежное художественное конструирование. Кронциркуль фирмы «Браун энд Шарп». (США) 1934.


Советское художественное конструирование. А. А. Грашин, А. И. Горячий, Л. А. Кузьмичев и др. Гидрокопировальный станок с программным управлением модели Т320-1. 1973.
Советское художественное конструирование. А. А. Грашин, А. И. Горячий, Л. А. Кузьмичев и др. Гидрокопировальный станок с программным управлением модели Т320-1. 1973.


Советское художественное конструирование. Г. Ф. Дзюба, Д. Н. Шмельков, А. А. Величкина. Наплавочный аппарат модели А1406. 1976.
Советское художественное конструирование. Г. Ф. Дзюба, Д. Н. Шмельков, А. А. Величкина. Наплавочный аппарат модели А1406. 1976.


Зарубежное художественное конструирование. Выключатель фирмы «Адольф Феллер». (Швейцария). Около 1945.
Зарубежное художественное конструирование. Выключатель фирмы «Адольф Феллер». (Швейцария). Около 1945.


Советское художественное конструирование. В. Л. Милевский, Н. В. Стас. Разработка фирменного стиля Минского поизводственно-технического объединения «Горизонт». 1975.
Советское художественное конструирование. В. Л. Милевский, Н. В. Стас. Разработка фирменного стиля Минского поизводственно-технического объединения «Горизонт». 1975.


Зарубежное художественное конструирование. М. Брёйер и др. Тепловоз фирмы «Бадд компани» (США). 1955.
Зарубежное художественное конструирование. М. Брёйер и др. Тепловоз фирмы «Бадд компани» (США). 1955.


Советское художественное конструирование. И. В. Сандлер, Л. А. Жукова. Столовый набор. 1972.
Советское художественное конструирование. И. В. Сандлер, Л. А. Жукова. Столовый набор. 1972.


Советское художественное конструирование. Л. А. Гаккель, В. А. Цепов. Поляризационный рудный микроскоп ПОЛАМ Р-312. 1973.
Советское художественное конструирование. Л. А. Гаккель, В. А. Цепов. Поляризационный рудный микроскоп ПОЛАМ Р-312. 1973.


Зарубежное художественное конструирование. Швейная машинка «Мирелла» фирмы «Некки» (Италия). 1956.
Зарубежное художественное конструирование. Швейная машинка «Мирелла» фирмы «Некки» (Италия). 1956.


Советское художественноее конструирование. В. С. Кобылинский. Автосамосвал БелАЗ-549. 1967.
Советское художественноее конструирование. В. С. Кобылинский. Автосамосвал БелАЗ-549. 1967.


Советское художественное конструирование. Г. А. Глудиньш. Микромотороллер «Мини-мото». 1970—71.
Советское художественное конструирование. Г. А. Глудиньш. Микромотороллер «Мини-мото». 1970—71.


Советское художественное конструирование. О. П. Фролов, Н. А. Молоков, В. А. Шиленков. Теплоход на подводных крыльях «Восход-23». 1971.
Советское художественное конструирование. О. П. Фролов, Н. А. Молоков, В. А. Шиленков. Теплоход на подводных крыльях «Восход-23». 1971.


Зарубежное художественное конструирование. П. Беренс. Электрический чайник фирмы «Альгемайне электрицитетс гезельшафт» (Германия). 1908.
Зарубежное художественное конструирование. П. Беренс. Электрический чайник фирмы «Альгемайне электрицитетс гезельшафт» (Германия). 1908.


Зарубежное художественное конструирование. Ч. Имс. Громкоговоритель фирмы «Стивенс трусоник инкорпорейтед», модель Е-2. (США) 1957.
Зарубежное художественное конструирование. Ч. Имс. Громкоговоритель фирмы «Стивенс трусоник инкорпорейтед», модель Е-2. (США) 1957.


Зарубежное художественное конструирование. Пишущая машинка фирмы «Дактиль» (Франция). Нач. 20 в.
Зарубежное художественное конструирование. Пишущая машинка фирмы «Дактиль» (Франция). Нач. 20 в.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Художественное конструирование"

Художественное воспитание | Буква "Х" | В начало | Буквосочетание "ХУ" | Художественное образование


Статья про слово "Художественное конструирование" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 12750 раз


Интересное