Цель

Определение "Цель" в Большой Советской Энциклопедии


Цель, один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и Цель; осуществление Цель является процессом преодоления этого несоответствия.


Наиболее значительное в античной философии учение о Цель развил Аристотель, толковавший Цель как «то, ради чего» нечто существует. Распространяя представление о Цель, характерной для человеческой деятельности, на природу, Аристотель трактовал Цель как конечную причину бытия (causa finalis). В средневековой философии подлинная Цель бытия усматривалась в Цель вечного божественного разума; преобладала телеологическая трактовка истории и природы как осуществляющих божеств. Цель (см. Телеология).


  В новое время сложилась рационалистическая трактовка деятельности человека как целенаправленного процесса. И. Кант связывал Цель со сферой практического разума, свободной нравственной деятельности человека; он различал технические Цель (относящиеся к умению), прагматические Цель (относящиеся к благу, содержанию поступков) и категорический императив (относящийся к общеобязательному принципу поступков человека). В философии Ф. Шеллинга и Г. Гегеля учение о Цель носило характер объективной телеологии. Рассматривая Цель как одну из форм объективации духа, Гегель превращал природу и историю в средства реализации в мире «абсолютного духа», т. е. телеология у Гегеля была связана с теологией. Вместе с тем в рамках объективного идеализма Гегель пытался раскрыть диалектику Цель, средств и результатов деятельности, выдвинул идею о несовпадении Цель и результатов деятельности (о т. н. хитрости разума).



Кризис буржуазной идеологии нашёл своё отражение в критике понятия Цель как рационалистической трактовки человеческого бытия, в попытках переосмысления его содержания. Для буржуазной философии 20 в. характерны: отказ от интегративной функции понятия Цель как следствие абсолютизации расхождения между Цель и результатами (В. Вундт); признание исходной схемой изучения человеческого поведения не целенаправленного изменения, а приспособления к среде (прагматизм, бихевиоризм); выдвижение иных способов интеграции человеческой деятельности (понятие ценности в неокантианстве). Противопоставление причинности и Цель привело буржуазную философию к индетерминизму, к отрицанию объективной обусловленности Цель человеческой деятельности (что особенно характерно для экзистенциализма).


  Усматривая в Цель один из элементов деятельности человека, преобразования окружающего мира, марксизм подчёркивает объективную обусловленность Цель: «... цели человека порождены объективным миром и предполагают его... « (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 171). Понимая Цель как отражение объективных потребностей, марксизм трактует её как «... идеальный, внутренне побуждающий мотив производства...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 717). Цель как закон определяет способ и характер действий человека (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 188). Она выступает как определённый механизм интеграции различных действий в систему Цель, средство и результат. Цель — это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Исследование диалектики Цель, средств и результатов как частного случая диалектики материального и идеального позволило рассмотреть Цель как идеальное предвосхищение результата деятельности, а деятельность — как сложный процесс осуществления Цель, выбора оптимального пути среди возможных альтернатив и планирования деятельности. В марксизме предложена определённая типология Цель — индивидуальных и социальных, стратегических и тактических, конкретных Цель и идеала.


Марксизм решительно отвергает порочный тезис «цель оправдывает средства». Исторический опыт показывает, что применение антигуманных средств для достижения человечной Цель приводит к обесчеловечиванию самой Цель, к подмене её ложной целью. Маркс писал: «... цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель» (там же, т. 1 с. 65).


В современной науке интерес к понятию Цель характерен для кибернетики (использующей принцип обратной связи), физиологии активности, теории систем (в частности, теории т. н. целеустремлённых систем). См. также ст. Целесообразность.
 


  Лит.: Маркс К., Нищета философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; его же. Экономическо-философские рукописи 1844 г., там же, т. 42; Ленин В. И., Философские тетради, Полное собрание соч., 5 изд., т. 29; Трубников Н. Н., О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968; Акофф Р. Л., Эмери Ф. И., О целеустремленных системах, пер. с англ., М., 1974; Методологические проблемы исследования деятельности, «Тр. Всес. н.-и. института технической эстетики. Эргономика», 1976, в. 10; Макаров М. Г., Категория «цель» в марксистской философии и критика телеологии, Л., 1977; Luhimann N., Zweckbegriff und Systemrationaität, Tübingen, 1968; Taylor R., Action and purpose, N. Y., 1973.
  А. П. Огурцов.




"БСЭ" >> "Ц" >> "ЦЕ" >> "ЦЕЛ"

Статья про "Цель" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 436 раз
Коптим скумбрию в коробке
Луковый соус

TOP 20