БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Шаляпин Федор ИвановичОпределение "Шаляпин Федор Иванович" в Большой Советской Энциклопедии
Большое влияние на формирование идейно-художественных принципов Ш. имела его дружба с М. Горьким, начавшаяся в 1901. В значительной степени под её благотворным влиянием артист был связан с прогрессивными общественными кругами, пел для рабочих, исполнял революционные песни. После победы Октябрьской революции 1917 Ш. участвовал в строительстве новой театрально-музыкальной культуры. В 1918 был художественным руководителем Мариинского театра, в 1919 избран в его директорию. В сезон 1918—19 участвовал во многих спектаклях, а также концертах для рабочей и красноармейской аудитории. Однако противоречивость натуры, неустойчивость политических убеждений способствовали превращению Ш. в артиста-гастролёра, заботящегося о личном обогащении. В 1922 уехав за границу на гастроли, Ш. не вернулся в Советский Союз (жил в Париже). Оторвавшись от Родины, испытывая постоянную тоску, Ш. не создал новых сценических образов. В своём творчестве он сохранил верность лучшим традициям отечественного искусства, до конца жизни оставаясь русским артистом. Один из величайших представителей русской вокальной школы, глубоко национальный художник, Ш. поднял на небывалую высоту русское реалистическое музыкально-драматическое искусство. Он сочетал в себе дар певца и драматического актёра. Созданные им образы отличались единством вокального и сценического рисунка. Артист обладал редким даром перевоплощения, создал отличающиеся жизненной правдой и силой сценические воплощения образы. Исключительный по мягкости и красоте тембра голос певца (высокий бас), сочетавший задушевность звучания с глубиной и мощью, позволял передавать разнообразную гамму эмоций — от упоительной проникновенной нежности до трагедийного пафоса и разящего сарказма. Ш. исполнял и баритоновые партии ¾ Евгений Онегин («Евгений Онегин» Чайковского), Демон. Мастерское владение фразировкой, нюансировкой, дикцией помогали насыщать каждую музыкальную фразу образным смыслом, обогащать ее глубоким психологическим подтекстом. Удивительная свобода исполнения сочеталась с непреклонным стальным ритмом. В опере Ш. привлекало прежде всего раскрытие многогранного характера, всей сложности и противоречивости внутреннего мира героя. Величайшим созданием Ш. были образы Бориса Годунова и Мефистофеля. В исполнении артиста вдохновение совмещалось с огромной предварительной работой над партией. Он обновлял, неоднократно изменял трактовку образа, добивался исторической и бытовой правды, выразительности мизансцен, грима (эскизы которого он делал сам), костюма, безукоризненной сценической пластики.
Ш. — крупнейший камерный певец. Глубокий интерпретатор романсов М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, Р. Шумана, Ф. Шуберта, он был также проникновенным исполнителем русских народных песен. Ему аккомпанировали первоклассные пианисты, особенно славился дуэт Ш. с Рахманиновым. Ш. выступал также как оперный режиссёр (постановщик оперы «Дон Кихот» Массне, «Хованщина» Мусоргского). Снимался в кино («Иван Грозный», «Дон Кихот»). Многогранная художественная одарённость Ш. проявилась в его талантливых скульптурных, живописных, графических работах. Обладал также литературным даром.
Статья про "Шаляпин Федор Иванович" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 697 раз |
TOP 20
|
|||||||||