Элиты теории

Определение "Элиты теории" в Большой Советской Энциклопедии


Элиты теории, социально-философские концепции, утверждающие, что необходимые составные части социальной структуры любого общества — элита (высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса людей. Выразителями подобного рода идей были Платон, Макиавелли, Т. Карлейль. Однако как определённая система взглядов Элиты теории были сформулированы в 20 в. В. Парето и Г. Моска (Италия). До 2-й мировой войны 1939—1945 Элиты теории получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции; после войны — в США. Основные варианты Элиты теории: «макиавеллиевский» (Дж. Бёрнхем, США), «ценностный» (Ла Валет, Франция), структурно-функциональный (Р. Даль, С. Келлер, США), «неоэлитизм»(Т. Дай, X. Цайглер, США). Общие черты Элиты теории — отрицание исторического прогресса (история рассматривается как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определённых типов элит); критика идеи народного суверенитета как утопического мифа романтиков; утверждение, что неравенство — основа социальной жизни.


Исходный постулат Элиты теории — абсолютизация политических отношений. Политическая власть рассматривается в качестве основной части социальных отношений, из которых наиболее значимы отношения господства и подчинения.


Первоначально Элиты теории были открыто враждебны даже буржуазной демократии. В конце 30—40-х гг. И. Шумпетер и К. Манхейм (Германия) реконструируют Элиты теории, стремясь совместить их принципы с признанием буржуазно-демократических институтов. Манхейм утверждал, что отличительная черта демократии — конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и «демократический оптимум элита-массы» («Essays on the Sociology of Culture», L., [1956], p. 200). В 60—70-х гг. на основе этих идей была сформулирована т. н. теория плюрализма элит (Даль) и идея их «консензуса» (согласия) относительно существующей политической системы (Дай, Цайглер).



Классовые корни Элиты теории лежат в разделении антагонистического общества на эксплуататорское меньшинство и эксплуатируемое большинство. Определённый этап исторического развития, связанный с недостаточным развитием производительных сил и представляющий предысторию человечества, Элиты теории рассматривают как всеобщий закон, следствие «человеческой природы» и технологических требований сложного производства.


Марксистская социология показывает ненаучный характер Элиты теории, их направленность против марксистского учения о классах и классовой борьбе, против требования социального равенства всех членов общества.


Лит.: Миллс Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; Ашин Г. К., Миф об элите и «массовом обществе», М., 1966; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Международные отношения, М., 1974; Mosca G., Elementi di scienza politica, 6 ed., [Mil.], 1953; Dye T. R., Zeigler L. Н., The irony of democracy: an uncommon introduction to American politics, 2 ed., Belmont, 1972; Dahl R. A., Polyarchy, Hew Haven, 1971; Prewitt K., Stone A., The ruling elites, N. Y., [a. o.], 1973.
  Г. К. Ашин.




"БСЭ" >> "Э" >> "ЭЛ" >> "ЭЛИ"

Статья про "Элиты теории" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 446 раз
Бургер двойного помола
Яйца в кляре

TOP 20