БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Эразм РоттердамскийОпределение "Эразм Роттердамский" в Большой Советской Энциклопедии
Решающими для формирования творческой личности Эразм Роттердамский были нидерландский мистицизм и гуманистическая образованность, а также влияние кружка т. н. оксфордских реформаторов (Дж. Колет и др.), призывавших к новому, углублённому, научно-обоснованному прочтению священных текстов христианства. Эразм Роттердамский осуществил первопечатное издание греческого оригинала Нового завета со своими обширными комментариями (1517) и собственный латинский перевод (в изд. 1519). Он создал стройную систему нового богословия, которое называл «философией Христа». В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к богу, на нравственных обязательствах человека перед богом; проблемы спекулятивного богословия (сотворение мира, первородный грех, троичность божества и др.) обходятся Эразм Роттердамский как не имеющие жизненно важного значения и принципиально не разрешимые. Он стал главой течения в гуманизме, получившего название «христианский гуманизм». Эразм Роттердамский выступал против обмирщения церкви, культа реликвий, монашеского паразитизма и пустосвятства, бездуховной обрядности и потому был предтечей Реформации. Но не менее последователен был он и в неприятии фанатизма, жёсткого догматизма и особенно беспредельного унижения человека перед богом, характерного для лютеранства; поэтому он порвал с Лютером, которого ранее поддерживал. Его позиция не удовлетворяла ни одну из враждующих сторон, он вынужден был бежать из Лувена и из Базеля, спасаясь от религиозного фанатизма лувенских католиков (1521) и базельских церковных реформаторов (1528). Из огромного наследия Эразм Роттердамский наиболее известны «Похвала Глупости» (1509, русский перевод 1960) и «Разговоры запросто» (1519—35, русский перевод 1969). Первое сочинение — сатира философская, второе — по преимуществу бытовая, но оба построены на общем фундаменте: убеждённости в противоречивости всего сущего и зыбкости рубежа между противоположностями. Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность — тупой низостью, безграничная власть — худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв «ничего сверх меры!». В этой убеждённости — суть идейной позиции Эразм Роттердамский, обнаруживающейся и в других его произведениях. Сб. «Пословицы» («Adagia», 1500) включает изречения и поговорки античных писателей с комментариями. Публицистична большая часть педагогических, нравственно-поучительных, богословских сочинений Эразм Роттердамский: антилютеровский трактат «О свободе воли» (1524), «О достойном воспитании детей с первых лет жизни» (1529) и др. Сохранилась обширная переписка Эразм Роттердамский, который был большим мастером эпистолярного жанра. Соч.: Opera omnia..., t. 1—4, Amst., 1971—73; Opus epistolarum... denuo recognitum... per P. S. Alien, t. 1—12, Oxonii, 1906—58. Лит.: Маркиш С. П., Знакомство с Эразмом из Роттердама, М., 1971; Смирин М. М., О политической концепции Эразма Роттердамского, в сборнике: Ежегодник германской истории 1972, М., 1973; Smith P., Erasmus, N. Y., 1962; Huizinga J., Erasmus, 5 ed., Haarlem, 1958; Tracy J., Erasmus — the growth of a mind, Gen., 1972.
Статья про "Эразм Роттердамский" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 1050 раз |
TOP 20
|
|||||||||