Этруски

Определение "Этруски" в Большой Советской Энциклопедии


Арка Августа (Перуджа)
Этруски (лат. Etrusci, Tusci, греч. Tyrsenói, самоназвание — rasna), древние племена, населявшие в 1-м тыс. до н. э. С.-3. Апеннинского полуострова — область, называвшуюся Этрурия (современная Тоскана), и создавшие развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Основной источник сведений об Этруски — сообщения греческих и римских авторов (Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Тит Ливии, Плиний Старший и др.), а также археологические материалы из этрусских гробниц и поселений. Сохранилось около 10 тыс. этрусских надписей (преимущественно очень кратких), из которых надежно интерпретированы лишь немногие.


«Борцы». Фрагмент росписи гробницы «Авгуров»
Происхождение Этруски остается неясным. Античная традиция считала их выходцами с В. В современной науке преобладает мнение (основанное главным образом на данных археологии), что восточные пришельцы были только частью этнических групп, которые участвовали в формировании Этруски, сложившихся в самой Италии в результате сложного взаимодействия местных и пришлых племен. Эти взгляды подкрепляются также доступными изучению особенностями этрусского языка. Археологически несомненно, что материальная культура Этруски развилась на основе виллановы культуры. Процесс этнического формирования Этруски завершился, очевидно, к 8 в. до н. э. Основу хозяйства Этруски составляло земледелие (славились этрусские пшеница, виноград, лен), требовавшее (ввиду заболоченности почв) значительных мелиоративных работ. Важную роль играло скотоводство. В Этрурии добывались медь и железо, в обработке которых Этруски достигли совершенства. Торговля велась с греческими колониями в Южной Италии (особенно с Сибарисом), Афинами, Коринфом, Карфагеном и др., на суше — с северными заальпийскими странами. С 5 в. в городах Этруски началась чеканка монет.



Гермес. Фрагмент статуи (Вейи)
В 7 в. у Этруски уже имелись многочисленные города-крепости, которые были экономическими и политическими центрами, образовывавшими вместе с прилегающими территориями города-государства, напоминавшие греческие полисы. Во главе их стояли вначале цари, а с конца 6 — начала 5 вв., с возвышением военно-жреческой знати, высшие должностные лица, избиравшиеся из аристократии. Обедневшие члены общин вместе с остатками коренного населения и вольноотпущенниками составляли зависимые социальные слои общества. Их труд, по-видимому, преобладал как в сельском хозяйстве, так и в ремесле, хотя число рабов было значительным и постоянно пополнялось за счет войн, пиратства и работорговли. Вероятно, уже в конце 7 в. возникла конфедерация двенадцати городов-государств (Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии и др.). Овладев около середины 6 в. плодородными землями в Кампании, а затем и обширными территориями в долине р. По, Этруски создали там колонии, также объединенные в двенадцатиградия. Согласно преданию, этрусская династия Тарквиниев правила с 616 по 509 до н. э. в Риме. Влияние Этруски распространилось почти на всю Италию. Однако конфедерация оказалась политически непрочной из-за своекорыстной политики и соперничества отдельных городов. Положение осложнялось социальными противоречиями и сопротивлением населения зависимых областей. Усиливалась также активность внешних врагов. Греки в 524 и 474 нанесли Этруски поражение под Кумами, положив конец их морскому господству; римляне около 509 изгнали Тарквиниев. Самниты вытеснили Этруски из Кампании, овладев в 423 Капуей, паданские владения Этруски подверглись около 400 нашествию галлов. Отсутствие у Этруски политического и военного единства сказалось и в войнах с Римом, в ходе которых римляне поочередно подчинили себе важнейшие этрусские города. В 396 пали Вейи, в 358 под римское господство подпал Цере, в 308 — Тарквинии. С 310 началось подчинение средней и восточной Этрурии, после 283 в зависимом от Рима положении оказалась вся Этрурия. В течение двух столетий Этруски сохраняли в большинстве своих городов, находившихся на положении союзных Риму общин, прежнее политическое устройство, культовые учреждения и культурную самобытность.


Гробница Казале Мариттимо близ Вольтерры
Этруски оказали сильное влияние на культурное развитие Древней Италии, особенно римлян, для которых они были образцом в прикладных искусствах и строительном деле. От Этруски римляне переняли ряд особенностей политической организации, структуру и вооружение армии, инсигнации (знаки власти) правительственных лиц; мифология и религия Этруски оказали значительное влияние на римскую мифологию и религию. По-видимому, через Этруски италийские племена Средней и Северной Италии восприняли греческое письмо.


Менада. Антефикс (Веи)
Изобразительное искусство и архитектура. Памятники архитектуры представлены остатками храмов, погребальными сооружениями, городскими стенами, инженерными конструкциями (мосты, каналы и т. д.). Крепостные стены и ворота складывались из хорошо отесанных квадров, плотно подогнанных друг к другу. Применялись клинчатые арки (ворота в Перузии, современная Перуджа), ложные ступенчатые своды (склепы 7—6 вв. до н. э.), полуциркульные своды (склепы 3—2 вв.). О развитии градостроительства свидетельствуют остатки прямоугольной планировки г. Марцаботто близ Болоньи и гипподамовой планировки (Гипподам) г. Спина. Квадратные в плане жилые дома имели двух- или четырехскатную кровлю и открытый дворик-атрий. Храмы были двух типов: с одной или тремя целлами. Поднятые на высокий подий, они имели глубокий портик, карниз которого, с богато декорированным фризом, опирался на тосканские колонны. Фронтоны и скаты кровли украшались раскрашенной терракотой. Близ городов сохранились некрополи (Цере, современные Черветери, Перузия, Тарквинии, современные Таркуиния, Клузиум, современный Кьюзи, и др.). Псевдокупольные гробницы (7 в.) встречаются в северных районах Этрурии, гробницы в пещерах, скалистых выступах и пр. — близ Вольтерры (3 в.), в виде насыпного кургана-тумулуса — в некрополе Бандитачча в Черветери, в виде стоящего на поверхности ящика из травертина — в западном некрополе Марцаботто. Многие погребальные камеры имитировали жилые интерьеры (гробница «Реголини-Галасси» в Цере, 7 в.). Памятникам монументальной живописи (с 7 в., период расцвета 6—5 вв.) присущи выразительность движений и жестов, подчеркнутая силуэтность фигур, локальный цвет (гробница «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях). В росписях 5—4 вв. сказалось влияние древнегреческих образцов (гробница «Леопардов» в Тарквиниях). Росписи 3—2 вв. отразили настроения периода упадка Этрурии (гробница «Франсуа» в Вульчи). К памятникам скульптуры относятся статуи и рельефы из раскрашенной терракоты (антефиксы, акротерии, вотивная скульптура), погребальные урны, саркофаги, надгробные стелы. Саркофаг имел вид каменного ящика, на крышке которого помещались изображения супругов или одинокой фигуры с чашей в руке (т. н. саркофаг Лариса Пуленеса из Национального музея в Тарквиниях). Получил развитие портрет, примитивные формы которого встречаются в антропоморфных урнах. У Этруски было развито искусство торевтики (бронзовые статуэтки богов, предметы обихода и погребального культа, зеркала, покрытые гравировкой), керамика буккеро, имитировавшая изделия из металла, черно- и краснофигурная вазопись, производство изделий из золота.


«Музыкант». Фрагмент росписи гробницы «Триклиния»
Лит.: Ельницкий Л. А., Элементы религии и духовной культуры древних этрусков, в кн.: Немировский А. И., Идеология и культура раннего Рима, Воронеж, 1964; Залесский Н. Н., Этруски в Сев. Италии, Л., 1959; его же, К истории этрусской колонизации Италии в VII—IV вв. до н. э., Л., 1965; Немировский А. И., Харсекин А. И., Этруски. Введение в этрускологию, Воронеж, 1969; Altheim F., Der Ursprung der Etrusker, Baden-Baden, 1950; Bloch R., Les Etrusques, (2 éd.), P., 1956; Pallottino M., Etruscologia, 5 ed., Mil., 1963; Hencken Н., Tarquinia and Etruscan origins, L., 1968; Mühlestein Н., Die Etrusker im Spiegel ihrer Kunst, B., 1969; Чубова А. П., Этрусское искусство, Альбом, M., 1972; Культура и искусство Этрурии. Каталог выставки, Л., 1972; Pallottino M., Etruscan painting. N. Y., 1956; Hanfmann G. M. A., Etruskische Plastik, Stuttg., 1956; Bloch R., Etruscan art, Greenwich, 1965 (The pallas history of art, v. 1).
А. И. Харсекин (ист. очерк), Г. И. Соколов (изобразит. искусство и архитектура).



«Музыканты и танцоры». Фрагмент росписи гробницы «Львов»
Некрополь Бандитачча (Черветери)
Саркофаг
Саркофаг (Цере)
Статуя Аполлона (Вейи)
Статуя воина (Тоди)
Сцена пира. Фрагмент росписи гробницы «Леопардов»
«Танцоры и музыканты». Деталь фрески гробницы
Урна-канопа (Клузиум)
Фибула из гробницы «Реголини-Галасси» (Черветери)
Фрагмент росписи гробницы «Охоты и рыбной ловли»
Этрусский мост (Вульчи)

"БСЭ" >> "Э" >> "ЭТ"

Статья про "Этруски" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 468 раз
Коптим скумбрию в коробке
Сингапурский салат

TOP 20