БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
ЭфиопияОпределение "Эфиопия" в Большой Советской Энциклопедии
I. Общие сведения Эфиопия — государство в Северо-Восточной Африке. Граничит на 3. с Суданом, на Ю. — с Кенией, на Ю.-В. — с Сомали, на В. — с Сомали и Джибути. На С.-В. омывается Красным морем. Площадь 1221,9 тыс. км2 (включая острова Дахлак). Население 29 млн. человек (1977). Столица — г. Аддис-Абеба. В административном отношении разделено на 14 провинций (см. табл.). Административное деление
II. Государственный строй
III. Природа
Берега сбросовые, прямолинейны, обрамлены коралловыми рифами. У побережья — группа островов Дахлак.
Л. А. Михайлова.
В. Г. Казьмин, В. И. Покрышкин.
Л. А. Михайлова. IV. Население
V. Исторический очерк
После изгнания итальянских оккупантов в 1942 изданы указы о запрещении рабства и освобождении рабов. В результате к 50-м гг. рабство было ликвидировано, но часть бывших рабов по-прежнему оставалась у своих владельцев в качестве зависимых крестьян, батраков или домашней прислуги. Основная масса крестьян страдала от безземелья и малоземелья, арендная плата за землю составляла от 1/4 до 3/4 урожая. В 1950 в провинции Годжам, в 1969 в Южной Эфиопия происходили антифеодальные выступления. В 1960 правительство Эфиопия объявило о создании специального комитета по подготовке земельной реформы. Но до середины 70-х гг. существенных сдвигов в аграрных отношениях в Эфиопия не произошло: феодальный строй оставался господствующим. В 1952 в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 1950 бывшая итальянская колония Эритрея была присоединена к Эфиопия на федеративных началах. В ноябре 1955 вступила в действие новая конституция Эфиопия, фактически не менявшая абсолютистского характера феодально-монархического режима. В 1962 законодательное собрание Эритреи под давлением императорского правительства Эфиопия приняло решение об упразднении федеративного статута и о полном слиянии Эритреи с Эфиопия В 50—60-е гг. в Эфиопия укреплялась национальная буржуазия (сельская буржуазия, пайщики государственно-капиталистических предприятий, крупные домовладельцы, торговцы), формировался рабочий класс (железнодорожники, промышленные, строительные и с.-х. рабочие). В 1947 основали свой профсоюз (первый в Эфиопия) железнодорожники. В 1962 были изданы законы о трудоустройстве и о трудовых отношениях. По закону о трудовых отношениях рабочие и служащие получили право создавать профсоюзы. В эти годы в Эфиопия усилилось влияние США, с которыми Эфиопия заключила Договор о дружбе и экономическом сотрудничестве (1951), Соглашение об использовании оборонительных сооружений на территории Эфиопии и Соглашение о помощи в целях взаимной обороны (1953). В 1951—71 США предоставили Эфиопия около 450 млн. долларов в виде займов и субсидий, их военная помощь Эфиопия в 1953—1970 составила 140 млн. долларов. В 60—70-х гг. в Эфиопия наблюдался рост активности различных общественных слоев, особенно интеллигенции и студенческой молодёжи. В декабре 1960 группой прогрессивно настроенных офицеров, выступавших за коренные преобразования, прежде всего в области аграрных отношений, была предпринята попытка совершить государственный переворот, которая окончилась неудачей. Затянувшееся решение вопроса об аграрной реформе, засуха 1973 и смерть от голода сотен тысяч людей, резкий рост цен на товары, коррупция среди высших чиновников привели в начале 1974 к резкому обострению социально-экономического и политического кризиса феодально-монархической системы. В феврале 1974 в Аддис-Абебе начались забастовки и демонстрации, которые продолжались и в последующие месяцы. В массовых выступлениях трудящихся, вылившихся в антифеодальную, антимонархическую, антиимпериалистическую революцию, приняли активное участие вооруженные силы, создавшие Координационный комитет. 12 сентября 1974 Хайле Селассие I был низложен (в марте 1975 упразднен пост монарха), вся власть перешла к Координационному комитету, который принял название Временный военный административный совет (ВВАС). 20 декабря 1974 ВВАС заявил о выборе социалистического пути развития. Были проведены коренные социально-экономические преобразования: национализированы банки и страховые компании, наиболее крупные промышленные, транспортные и торговые предприятия. В марте 1975 вся земля объявлена общенародной собственностью. Было положено начало созданию ассоциаций сел. жителей в качестве производственных ячеек и органов власти на местах (в сентябре 1977 насчитывалось около 25 тыс. сельских ассоциаций, объединявших около 7 млн. крестьян) и ассоциаций горожан. Феодальные отношения в деревне были ликвидированы. В городах проведена национализация земель и доходных домов. Введено трудовое законодательство о 8-часовом рабочем дне, гарантированном минимуме зарплаты, отпусках и т. д. В апреле 1976 обнародована Программа национально-демократической революции, предусматривающая строительство народно-демократической республики как переходного этапа на пути к социализму, создание единого фронта всех прогрессивных сил под руководством партии рабочего класса, по национальному вопросу — право каждой национальности на самоопределение в форме региональной автономии, уважение языков, культуры и религии. В январе 1977 учрежден Всеэфиопский профессиональный союз (объединяет около 200 тыс. членов) и принят его устав. Революционные мероприятия новой власти вызвали противодействие внутренней и внешней реакции. В стране активизировались различные контрреволюционные организации, а также сепаратистские и националистические движения и группы в Эритрее и других районах, получившие поддержку Саудовской Аравии, Судана и некоторых других арабских государств. В 1977 резко обострились отношения с Сомалийской Демократической Республикой (СДР), которая выступала с территориальными притязаниями к Эфиопия СДР развязала против Эфиопия военные действия. Для защиты страны и завоеваний революции ВВАС объявил всеобщую мобилизацию, создал Национальное революционное оперативное командование под руководством председателя ВВАС. Контрреволюционные феодально-монархические силы встретили организованный отпор отрядов народной милиции, крестьян, широких кругов населения. Несмотря на напряжённое положение в стране, правительство Эфиопия продолжало осуществлять социально-экономические и политические реформы. Осенью 1977 ВВАС объявил об учреждении Всеэфиопской крестьянской ассоциации для полного и эффективного проведения аграрной реформы и укрепления единого фронта с рабочими. В феврале — марте 1978 вооруженные силы Эфиопия отразили вторжение сомалийских агрессоров на Ю. и Ю.-В. страны и отстояли территориальную целостность Эфиопия В период военных действий между Эфиопия и Сомали СССР, Куба и другие страны социалистического содружества оказали Эфиопия как жертве агрессии политическую поддержку и материальную помощь. Успешные боевые действия велись против вооруженных группировок сепаратистов в Эритрее. Эфиопия неоднократно заявляла о поддержке политики позитивного нейтралитета. Эфиопия выступила одним из инициаторов созыва конференции глав правительств независимых государств Африки, состоявшейся в Аддис-Абебе в мае 1963, на которой была учреждена Организация африканского единства (ОАЕ). С августа 1963 в Аддис-Абебе находится штаб-квартира ОАЕ. Под руководством новых сил, пришедших к управлению страной, Эфиопия стала активным участником антиимпериалистического, освободительного борьбы на континенте, внешнеполитический курс Эфиопия основывается на принципах неприсоединения и невмешательства. Значительно усилились и укрепились её отношения с социалистическими странами (дипломатические отношения между СССР и Эфиопия установлены в 1943). В мае 1977 состоялся визит в СССР государственной делегации Эфиопия во главе с председателем ВВАС Менгисту Хайле Мариамом, в ходе которого была подписана Декларация об основах дружественных взаимоотношений и сотрудничестве между СССР и Эфиопия
Лит.: Бартинцкий А., Мантель-Нечко И., История Эфиопии, пер. с польск., М., 1976; Вобликов Д. Р., Эфиопия в борьбе за сохранение независимости (1860—1960), М., 1961; Кобищанов Ю. М., Аксум, М., 1966; Национально-демократическая резолюция в Эфиопии, М., 1976; Райт М. В., Народы Эфиопии, М., 1965; Трофимов В. А., Политика Англии и Италии в Северо-Восточной Африке во второй половине XIX в. (Эфиопия и Сомали), М., 1962; Ягья В. С., Эфиопия в новейшее время, М., 1978; Тэкле Тсадык Мэкурия, История Эфиопии, [т. 1—4], Аддис-Абеба, 1957—59 (на амхарском яз.); Guebre Sellassi е, Chronique du regne de Ménélik II, roi des rois d"Ethiop"e, v. 1—2, P., 1935. Общая характеристика экономики. Эфиопия — аграрная страна, одна из наименее развитых в экономическом отношении государств Африки. Внутренний валовой продукт в 1974 составлял 5586 млн. быров, в том числе доля (в %) сельского хозяйства 48, промышленности 9, строительства 4, торговли 9, транспорта и связи 5. Национальный доход на душу населения составляет около 80 долл. (1974). В сельском хозяйстве ведущую роль играют земледелие (зерновые) и животноводство, а также выращивание кофе, в промышленности — пищевая и текстильная отрасли. Пришедшее к власти после 1974 правительство принимает меры, направленные на подъём экономики, на развитие и укрепление государственного сектора. Национализированы банки, страховые компании, некоторые транспортные и торговые предприятия. Установлен государственный контроль над добычей драгоценных металлов, над соляными разработками, металлургической, судостроительной, цементной, текстильной, резиновой, кожевенно-обувной промышленностью, производством нефти и природного газа, электро-, водо- и газоснабжением. Для управления национализированными предприятиями созданы государственные промышленные и торговые корпорации внутренней и внешней торговли. В результате проведённых мероприятий доля государственного сектора в обрабатывающей промышленности составила около 80%. Частные предприятия остались в пищевой, деревообрабатывающей промышленности, металлообработке, мелких строительных работах, оптовой и розничной торговле, автомобильном и речном транспорте. Вся земля объявлена собственностью народа; земли помещиков подлежат распределению среди крестьян; организуются госхозы (на базе крупных феодальных поместий, ферм и плантаций, принадлежащих иностранцам), поощряется создание с.-х. кооперативов (200 на март 1977) и так называемых крестьянских ассоциаций. Значительную роль в развитии экономики играет иностранный капитал, но участие его в промышленности и торговле ограничивается правительством. На начало 1975 в сумме займов и кредитов, предоставляемых Эфиопия, на долю США приходится 55%, Италии 21%, ФРГ 10%. Значительно расширились экономические связи Эфиопия с социалистическими странами. Сельское хозяйство играет ведущую роль в экономике. На С. страны практикуется переложная система земледелия, в др. районах — подсечно-огневая. Вследствие отсталой техники обработки земли, отсутствия удобрений урожайность низкая. Принимаются меры для повышения технической оснащённости сельского хозяйства. На обрабатываемые земли приходится (1975) 11,2% территории (в том числе залежные 1,7%), на луга и пастбища — 53%. Растениеводство представлено в основном производством продовольственных культур. Преобладают просяные культуры. Более 1/2 урожая даёт тэфф (разновидность проса). Широко распространён вид сорго — дурро. Возделывают ещё ячмень, кукурузу, пшеницу, бобовые (фасоль, горох, бобы, турецкий горошек, чечевица), масличные (нуг, арахис, подсолнечник), из технических культур — хлопчатник, табак, сахарный тростник; овощи. Из плодовых деревьев выращивают преимущественно цитрусовые, абрикосы, персики, гранаты, бананы. Собрано в 1976 (тыс. т): ячменя — 800, тэффа — 329, кукурузы — 1200, пшеницы — 723, сахарного тростника — 1249. В товарной продукции большое место занимает кофе. Эфиопский кофе обладает хорошими вкусовыми качествами и высоко ценится на международном рынке. Значительную часть сбора получают с дикорастущих кофейных деревьев (в горах Западной и Южной Эфиопия). Лучшие сорта (длинные бобы, или мокко-харари) дают плантации кофейного дерева главным образом в провинции Харар, на В. страны, а также в провинциях Кэфа (район г. Джимма) и Сидамо. Всего в 1976 в Эфиопия было собрано 150 тыс. т кофе. Развито (особенно в провинции Харар) собирательство и выращивание ката (наркотическое растение), обработанные листья которого в значительных количествах экспортируются, главным образом в арабские страны.
По количеству скота, приходящегося в среднем на душу населения (свыше 3 голов), Эфиопия занимает одно из первых мест в мире. Скот пасётся круглый год на подножном корму. Из-за нехватки кормов, распространения эпизоотий и трудностей сбыта (недостаточная сеть дорог, отдалённость пастбищ от портов, отсутствие в портах водопоев) около 1 млн. голов крупного рогатого скота ежегодно гибнет. В 1976 поголовье (в млн.): крупного рогатого скота (в основном зебу) — 25,96, овец — 23, коз — 17,1, лошадей — 1,4, ослов — 3,9, мулов — 1,4, верблюдов — 1,0. Значительная часть скота погибла в засуху 1972—74. В районе Джиммы население занимается разведением виверр (циветтовых кошек); выделяемый ими мускус, применяемый в парфюмерии, экспортируется. Развито птицеводство, бортничество, рыболовство (улов рыбы 23,8 тыс. т в 1976). Промышленность. На долю обрабатывающей промышленности приходится свыше 8% валового национального продукта (1974), на долю горнодобывающей — менее 1%. Золото добывается на принадлежащих государству рудниках в Кыбрэ-Мэнгыст (Адола, провинция Сидамо), а также в незначительных количествах в реках Западной Эфиопия и в Эритрее; в 1975—76 было добыто около 1 т. На государственных рудниках в Юбдо (провинция Уоллега) ведётся небольшая добыча платины. В Эритрее, близ Массауа и Ассаба, из морской воды выпаривают поваренную соль (220 тыс. т в 1976/77). В пустыне Данакиль добываются калийные соли, а также в небольших количествах сера и гипс; в Маглалла — марганцевые руды. Имеется 9 гидроэлектростанций и 12 тепловых; в 1975 установленная мощность их 320 Мвт. Произведено электроэнергии 456 млн. квт·ч (1975). Имеется ЭС в Аддис-Абебе, Асмаре, Диредаве, Назрете и др. Самая крупная ГЭС Финча (100 Мет), к С.-З. от Аддис-Абебы. Обрабатывающие отрасли производства представлены в основном мелкими и средними предприятиями лёгкой и пищевой промышленности, работающими на местном с.-х. сырье. В 60—70-х гг. начали развиваться химическая промышленность, автосборка и др. Около 2/3 промышленных предприятий страны сосредоточено (1970) в Аддис-Абебе и Асмаре. Наибольшее развитие получила текстильная промышленность. В 1972—73 произведено пряжи 23,1 тыс. т (1975), хлопчатобумажных тканей — 82,5 млн. м2, синтетических — 3,1 млн. м2. Основные предприятия сосредоточены в Аддис-Абебе, Диредаве, Асмаре. В Аддис-Абебе, Диредаве, Массауа имеются цементные заводы. В 1976 произведено 110 тыс. т цемента. Небольшие предприятия производят кирпич, цементные блоки и трубы, шифер. В Аддис-Абебе деревообрабатывающие и мебельные фабрики, в Асмаре — несколько фабрик, выпускающих бумагу и спички, в Шашэмэнне (провинция Аруси) — крупное деревообрабатывающее предприятие (1 тыс. рабочих), фанерная фабрика в Аклки. Пищевая промышленность представлена сахарными, мясными, мукомольными, макаронными, кондитерскими, табачные предприятиями, а также обрабатывающими кофе и производящими напитки. Сахарные заводы в Уонджи и Мэтэхара (в 1977 134 тыс. т). Около 3/4 вырабатываемых в Эфиопия фабричных растительных масел и мыла выпускает государственной объединение маслобойных и мыловаренных заводов в Аддис-Абебе. Развито производство мяса и мясных консервов (в Асмаре и Аддис-Абебе), а также вина. Современные промышленные предприятия появились за последние 10—15 лет. В 1967 введён в действие нефтеперерабатывающий завод в Ассабе, построенный с помощью Советского Союза: это самое крупное промышленное предприятие (в 1975 дало свыше 600 тыс. т нефтепродуктов). Близ Аддис-Абебы построен небольшой передельный металлургический завод (основное сырьё — металлолом). Имеются заводы: шинный (мощность 100 тыс. автопокрышек в год), тракторосборочный и автосборочный (свыше 200 автомашин в год), по сборке радиоаппаратуры (фирма «Филлипс»). Развито ремесленное производство: ткачество, крашение тканей, кузнечное и гончарное ремёсла, обработка кожи, кости, дерева и металла, плетение. Транспорт. Протяжённость железных дорог — 1,1 тыс. км (1975). Железная дорога (ширина колеи 1000 мм) соединяет Аддис-Абебу с Джибути (Республика Джибути), протяжённость 781 км, Массауа с Асмарой и Акордатом (960 мм) — 306 км, далее с Бишой. Грузы перевозят преимущественно автотранспортом. Автодорог 25 тыс. км, в том числе проходимых круглый год — 9 тыс. км (1975). Автодороги соединяют Аддис-Абебу с портами Джибути, Массауа и Ассаб и административными центрами внутри страны. Главные из них: Массауа — Асмара — граница Судана; Асмара — Дэссе — Аддис-Абеба; Асмара — Гондар — Горгора — Нэкэмте — Аддис-Абеба — Назрет; Диредава — Харгейса (Сомали); Дэссе — Ассаб, Аддис-Абеба — Адола. В 1976 завершено строительство автодороги Аддис-Абеба — Найроби (Кения). В 1974 автопарк — 80 тыс. машин, главным образом легковых. В 1975 грузооборот 2 эфиопских портов (Массауа и Ассаб) и порта Джибути (Республика Джибути, обслуживает главным образом эфиопский экспорт и импорт) составил 2455 тыс. т (в том числе Ассаб 1111 тыс. т). Торговый флот — 7 судов. Небольшое значение имеет речной порт Гамбела на р. Баро. В дождливый сезон грузы следуют по Собату и далее по Белому Нилу до Кости и Хартума (Судан), где их переваливают на железную дорогу. Судоходство осуществляется и по другим рекам, а также по оз. Тана. Имеется регулярное воздушное сообщение с Каиром, Хартумом, Лагосом, Аккрой и др. Внутренние авиалинии связывают до 40 населённых пунктов. Воздушные линии обслуживает государственная Эфиопская авиационная компания. Аэропорты международного значения есть в Аддис-Абебе, Асмаре и Диредаве.
Внешняя торговля. В 1976 (млн. быров) экспорт составил 579,9, импорт — 664,6. С.-х. продукция по стоимости в экспорте достигает 80—90%. Гл. экспортная статья (1976) — кофе (26% стоимости экспорта); Эфиопия вывозит также масличные семена и бобовые (25,7% стоимости экспорта), кожи и шкуры (6%), льняное семя, перец, воск. В импорте преобладают предметы широкого потребления, промышленное сырьё, нефтепродукты, автомобили, машины, оборудование, металлы. Главные внешнеторговые партнёры: США (доля экспорта 17%, импорта 18% в 1975), Япония (9 и 12%), ФРГ (11 и 10%), Италия, СССР, страны Аравийского полуострова. С 1967 в Эфиопия успешно действует советско-эфиопская торговая компания «Эфсо трэйдинг».
Вооруженные силы Эфиопия состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС и находятся (1978) в стадии реорганизации и перевооружения. Руководство ими осуществляет Национальное революционное оперативное командование (создано в августе 1977). В 1975, по данным Всемирной организации здравоохранения, на 1 тыс. жителей рождаемость составляла 45,6, смертность 25; детская смертность — 84 на 1 тыс. живорождённых. Преобладает инфекционная и паразитарная патология (основная причина смертности). Ср. продолжительность жизни (1965—70) — 38,5 лет.
В 1972 было 85 больниц на 8,4 тыс. коек (0,3 койки на 1 тыс. жит.); более с 25 лет функционирует больница, построенная и переданная в дар Эфиопия Советским Союзом. Работали (1976) 350 врачей (1 врач на 73 тыс. жителей), 213 помощников врачей, 24 зубных врача, 95 фармацевтов и около 6 тыс. лиц другого медицинского персонала. Врачебные кадры распределены по стране неравномерно, около 60% их работает в городах. Подготовка врачей осуществляется на медицинском факультете университета (ежегодный выпуск 15—25 врачей), средний медицинский персонал из лиц местного населения — на базе больниц и в 3 специальных центрах. В 1974 расходы на здравоохранение составили 4% государственного бюджета (31,9 млн. эфиопских быров).
Эпизоотическая обстановка Эфиопия чрезвычайно сложная и не вполне изучена. Широко распространены чума крупного рогатого скота, перипневмония крупного рогатого скота, сибирская язва, эмфизематозный карбункул, пастереллёз, ящур, бешенство, эпизоотический лимфангит, оспа овец, чесотка, накожные паразитозы, гельминтозы (фасциолёз, финноз, эхинококкоз, диктиокаулёз, моннезиоз, аскаридоз), пироплазмоз, бабезиоз, анаплазмоз, франсаиеллёз, тейлериоз и трипаносомоз. Регистрируются также столбняк, некробактериоз, оспа птиц, лептоспироз, паратуберкулёз, дизентерия ягнят, контагиозная плевропневмония овец и коз, чума лошадей, стригущий лишай, инфекционный вагинит, актиномпкоз, туберкулёз, бруцеллёз, сальмонеллёзы, чума плотоядных, африканская чума свиней, кокцидиоз, в некоторых провинциях катаральная лихорадка овец, риккетсиозный перикардит. Ветеринарной службой в стране руководит департамент ветеринарии, входящий в состав министерства сельского хозяйства. В каждой провинции имеется ветврач, в каждой области — ветфельдшер (помощник ветеринара) и вакцинаторы. В Эфиопия 104 ветврача (1976). Отсутствие в стране необходимого количества ветеринарных кадров и ветеринарных учреждений, недостаток препаратов, слабое финансирование ветеринарных мероприятий не позволяют проводить эффективную борьбу с заразными болезнями животных. В Эфиопия не организована система ветеринарно-санитарного контроля за продуктами животноводства. В стране имеются 2 стационарные диагностические лаборатории и 3 передвижных диагностического отряда. Подготовку ветврачей осуществляют за границей, помощников ветврачей — в специальной школе (Дэбрэ-Зэйт).
До свержения монархии (в сентябре 1974) свыше 90% (в сельской местности и среди женщин до 97—99%) населения страны было неграмотным. Начальной школой было охвачено 20% детей соответствующего возраста, средней школой — менее 5%. Новое правительство провело ряд мероприятий по ликвидации неграмотности, постепенному переходу к всеобщему обязательному бесплатному обучению, изменению содержания образования. В 1975—76 было объявлено о национализации всех частных учебных заведений, об отделении школы от церкви, построено 329 новых школ и 2 педагогических училища. Структура системы образования: 6-летняя начальная школа (для детей с 7 лет) и 6-летняя средняя (2-летняя младшая и 4-летняя старшая). Обучение ведётся на амхарском языке, дети других национальных групп учатся на родных языках. В средних школах изучается английский язык, на котором идёт преподавание в вузах. Профессионально-техническая подготовка осуществляется на базе младшей средней школы от 1 года до 4 лет. В 1974/75 учебном году в начальных школах обучалось около 960 тыс. учащихся, в 1973/74 учебном году в средних школах — 182,3 тыс., в профессионально-технических учебных заведениях — 5,5 тыс. учащихся. В Эфиопия имеются 2 университета: Национальный университет в Аддис-Абебе (основан в 1950, статут университета с 1961, 4 тыс. студентов в 1976/77 учебном году), университет в Асмаре (основан в 1958, статут университета с 1967, 800 студентов), Политехнический институт в Бахр-Даре (основан в 1963 с помощью СССР), С.-х. институт в Джимме (основан в 1966), Национальная музыкальная школа в Аддис-Абебе и др. В 1977/78 учебном году 597 студентов из Эфиопия обучались в вузах СССР. Крупнейшие библиотеки: Национальная библиотека (100 тыс. тт. в 1976) и университетская библиотека (свыше 247 тыс. тт.) в Аддис-Абебе и др. Имеется Историко-этнографический музей в Аддис-Абебе.
Координационный центр научно-исследовательских работ — Национальный совет по науке и технологии (с 1976). Научно-исследовательские учреждения находятся главным образом в Аддис-Абебе. При Национальном университете имеются с.-х. станции в Дэбрэ-Зэйте, Джиджиге, Алем-Мае, Годе; Институт эфиопских исследований (основан в 1963), Геофизическая обсерватория (1958), Институт лесных исследований (1962). При министерстве внутренних дел — Институт картографии и географии (1954); при Министерстве горного дела — Отдел геологических исследований (1968). В Эфиопия создано (1962) отделение Восточно-африканской организации по борьбе с саранчой.
В Эфиопия издаётся около 20 газет и журналов, правительственных, ведомственных и частных. Крупнейшие ежедневные газеты: «Аддис земен», с 1941, тираж 30 тыс. экз. (здесь и далее на 1977), на амхарском языке, издается в Аддис-Абебе; «Эфиопиан геральд» («Ethiopian Herald»), с 1943, тираж около 10 тыс. экз., правительственная газета, на английском языке, издается в Аддис-Абебе, «Хыбрет», тираж 4 тыс. экз., на языке тигринья, издается в Асмаре. Еженедельная газета «Йезареиту Этьопья», с 1952, тираж 30 тыс. экз., на амхарском языке, издается в Аддис-Абебе. Еженедельная газета «Барисса», с 1977, тираж 4 тыс. экз., первая газета на языке оромо. Правительственное информационное агентство — Эфиопиан ньюс эйдженси (Ethiopian News Agency), основано в 1964, находится в Аддис-Абебе; Информационный центр эфиопской революции, основан в 1977 при ВВАС. Радиовещание с 1935; единая национальная служба радиовещания «Голос революционной Эфиопии», основана в 1977, ведёт передачи на амхарском, афарском, тигринья, тигре, оромо, английском, французском и арабском языках. Телевидение (правительственная служба) с 1964. Литература Эфиопия многоязычна. Литературный язык в Эфиопия не всегда совпадал с языком повседневного общения и фольклора. Письменность и эпиграфика (на сабейском языке) появились в Эфиопия в 5 в. до н. э. В первые века н. э. языками эпиграфики становятся гёэз (см. Эфиопские языки) и греческий. Расцвет эфиопской эпиграфики на этих языках относится к 4—6 вв., когда создаются объёмные надписи аксумских царей. В 6 в. на гёэз переводится ряд произведений христианской и гностической (см. Гностицизм) литератур, сыгравших большую роль в развитии всей культуры Эфиопия 8—12 вв. — время упадка эфиопской литературы. Первые литературные памятники эфиопского возрождения 13—15 вв. — многочисленные переводы с арабского. В 14—17 вв. на языке гёэз создаются эпические «сказания» и «видения», религиозные гимны, хроники, агиография, богословские, мистические и магические сочинения, а также составляются компиляции исторических легенд и различных литературных источников: «Слава царей» (14 в.), «Богатство царей» и «Законодательства царей» (17 в.). Собственные литературы на языке гёэз имели религиозные секты. Из них секта Эвостатевоса (14—15 вв.) ориентировалась на армянскую и коптскую культуры. Своего расцвета литература на языке гёэз достигла в царствование Зарэ-Якоба I (1434—68), написавшего ряд богословских сочинений. Крупнейшими поэтами этой эпохи были Георгий Армянин и император Наод (1494—1508) — авторы книг религиозных гимнов. В то время написано первое дошедшее до нас произведение эфиопской эпистолярной литературы (письмо игумена Никодима Флорентийскому собору, 1440—41). Придворный священник Зарэ-Якоба I написал первую в Эфиопия царскую хронику, продолженную и при сыне Зарэ-Якоба I Бэыдэ-Марьяме I (1468—1478). С тех пор в Эфиопия не прерывалась традиция составления царских хроник. Наибольшей художественностью отличается хроника императора Сэрцэ-Дынгыля (1563—97). Во 2-й половине 16 в. монах Бахрей написал «Историю галла» — первое социологическое сочинение в Эфиопия, а монах Энбаком (принявший христианство араб Салих) выступил с антимусульманским памфлетом «Врата веры». В 17—19 вв. гёэз остаётся одним из литературных языков Эфиопия На нём были созданы шедевры церковной поэзии, царские хроники, биографии вельмож и пр. Одним из последних прозаических произведений на языке гёэз была историческая повесть «Катехизис Зарэ-Якоба», написанная в середине 19 в. итальянским миссионером Джусто да Урбино — автором переводов с европейских языков философско-художественной литературы на амхарский язык, ставшим предтечей эпохи просвещения в Эфиопия К 14—16 вв. относятся первые дошедшие до нас произведения литературы Эфиопия на амхарском языке: эпические «Царские песни». В 17 в. на амхарском языке создаются произведения церковной литературы, переводные и оригинальные. В середине 19 в. историк Зеннеб написал первую хронику на амхарском языке (с 1799 по 1856). Затем богослов Вольдэ-Марьям создал отличающуюся высокими художественными достоинствами хронику императора Теодроса II (1855—1868), а в конце 19 — начале 20 вв. придворный хронограф императора Менелика II (1889—1913) Гэбрэ-Селассие (1850—1912) написал хронику этого царствования, завершающего средневековый период эфиопской культуры. Зачинателем новой амхарской литературы является Афэворк Гэбрэ Иесус, автор первого эфиопского романа «Тобья» (или «История, рожденная сердцем», изд. 1908, 1927, 1958), а также художественные биографии императора Менелика II (1909), путевых очерков и др. В 20—30-е гг. в амхарскую литературу приходит поколение «младоабиссинцев», среди которых выделяется Хируй Вольдэ Селассие, создавший глубоко национальные произведения на морально-философские темы: повесть «Моё сердце — мой друг» (1923), романы «Совет сыну — память об отце» (1931), «Я и мои друзья» (1935), «Новый мир», философско-исторические повествования «Император Йоханныс IV и Метемма» (1927), «Жизнеописание исторических личностей прошлого и настоящего». После 2-й мировой войны в Эфиопия были изданы многочисленные повести и романы, сборники стихов, драматических произведений, но излюбленным жанром продолжали оставаться философско-исторические и философско-публицистические повествования. Крупным поэтом и драматургом 50—60-х гг. был Мэнгысту Лемма, автор лирических стихов и бытовых комедий. Другой видный поэт, драматург, прозаик и переводчик — Кэббэдэ Микаэль. В 70-е гг. в амхарскую литературу пришло поколение молодых поэтов, среди них мастер национальной философско-лирической поэзии Айяльнех Мулату, наполнивший сложные традиционные формы амхарского стиха революционным содержанием.
Лит.: Крачковский И. Ю., Литература Абиссинии, «Вестник ЛГУ», 1948, №7; его же, Введение в эфиопскую филологию, ред., предисл. и прим. Д. А. Ольдерогге, [Л.], 1955; Кобищанов Ю. М., У истоков эфиопской литературы (аксумская литература), в кн.: Литература стран Африки, сб. 1, М., 1964; его же, Фольклорные мотивы в эфиопской литературе, в сборнике: Фольклор и литература народов Африки, М., 1970; Иванова В. М., Тютрюмова Т. Л., Заметки о литературе Эфиопии на амхарском языке, там же; Ягья В. С., Современная литература Эфиопии, в сборнике: Актуальные проблемы изучения литератур Африки, М., 1969; Иванова В. М., Вольпе М. Л., Литература Эфиопии (на амхарском языке), в кн.: Современные литературы Африки. Восточная и Южная Африка, М., 1974 (лит.); Cerulli Е., La letteratura etiopica. L"Oriente cristiano, 3 ed., Mil., 1968. В многоликом и древнем искусстве Эфиопия сочетаются традиции африканской культуры и наследие древневосточного искусства, самобытное переосмысление христианских архитектурных типов и сюжетов и европейского влияния. К древнейшим (до 2-го тыс. до н. э.) кушитским культурам Южной Эфиопия восходят каменные стелы со схематическими изображениями человека и символическими знаками; позже в Южной Эфиопия ставились намогильные деревянные человеческие фигуры народа консо. На С.-В. страны открыты наскальные росписи (Ганзаба, Адди-Кэйих), рельефы (Шебе) с фигурами быков, рельефные человеческие фигуры (Даро-Кавлос), относящиеся к доисторическому периоду и более поздние. В середине 1-го тыс. до н. э. на горных плато расцвело искусство древневосточного типа, истоки которого лежали в Сабе (Южная Аравия): постройки из тёсаных каменных плит — прямоугольные храмы с плоской кровлей (Йеха, Хаульти), плотины; алтари и фризы с изображением горного козла (лунное божество Альмаках); обобщённая, плавная по силуэту скульптура — сидящие царские фигуры, рельефы, каменные и терракотовые головы 5—4 вв. до н. э.; известны также наскальные изображения львов (Гобедра близ Аксума), каменные и бронзовые фигурки животных, каменные сфинксы, вотивные троны. Подъём искусства Эфиопия наступил в 1-й половине и середине 1-го тыс. н. э. с возвышением Аксумского царства. Строились большие дворцы из камня с деревянными связями в 2—3 этажа, с плоской крышей на столбах, иногда с внутренними дворами (дворец Такха-Марьям в Аксуме,), каменные стелы высотой до 33 м, имитирующие многоярусные башни; троны на ступенчатых основаниях, плотины, водохранилища, ряды жилых домов. Эллинистические влияния ощущаются в резьбе по камню: бутонообразные капители гранёных столбов, изображения архитектурных мотивов и полумесяца (на стелах), виноградной лозы. Керамика расписывалась геометрическим орнаментом, иногда изображениями людей, животных, растений. На монетах представлены профильные головы царей, окруженные венком колосьев. После христианизации Аксума (середина 4 в.) строились монастырские комплексы и базиликальные церкви: в комплексе Дэбрэ-Дамо трёхнефная церковь, с нартексом и хорами, имеет деревянные потолки, в том числе имитацию свода в среднем нефе; потолок нартекса украшают 33 кассеты со стилизованными фигурами животных и геометрическим узором. После упадка Аксума традиции искусства Эфиопия возродились в 12—13 вв. в средневековом царстве к В. от оз. Тана со столицей Лалибэла. Дворцы и общественные здания Лалибэлы не сохранились, но дошли высеченные в туфовых массивах, выстроенные в пещерах или отдельно стоящие церкви. Скальные церкви (в Лалибэле и многих других местах) имеют базиликальный, иногда крестообразный план и плоские крыши; всё вплоть до деталей вырезано из камня, причём имитируются своды, деревянные связи и наличники, раскреповки и тяги. С коптским и сирийским искусством связана резьба по камню: кресты и аркады на крышах церквей, рельефы на фасадах церквей Бет-Марьям и Бет-Голгофа в Лалибэле; в декор церкви в Йемрахе входят изображения африканских животных. Появилась фресковая живопись — стилизованные плоскостные фигуры святых, изображения охотничьих сцен и животных (церковь Медхане-Алем в Лалибэле), евангельские сюжеты (церковь Бет-Марьям), геометрический орнамент. Яркость цвета и плоскостность отличают темперные иконы, в том числе диптихи и триптихи; известны также панно на холсте. С 14 в. развивалась эфиопская миниатюра, преломившая влияния коптского, сиро-месопотамского, армянского искусства в схематичном, плоскостном, но полном наивной выразительности и яркой красочности стиле. В 15—16 вв. Эфиопия возродилась как целостное государство, строились города, дворцы, богатые церкви (белокаменная церковь Макана Селассие в горах Уолло — центральное святилище, окруженное деревянной колоннадой). В 17 в. к С. от оз. Тана создана новая столица Гондар. Каменные замки-дворцы с угловыми башнями, аркадами, арочными проёмами, зубчатыми парапетами, богатым убранством причудливо сочетали местные традиции с воздействием европейского (главным образом португальского) зодчества. Прямоугольные и круглые в плане церкви богато расписывались. В живописи росли черты нарядности и повествовательности, усилились европейские влияния. В течение многих веков сложились особенности декоративного искусства Эфиопия Разнообразны формы керамики, украшенной гравировкой, росписью, рельефом. В вазах из гранита, алебастра, мрамора ощущаются эллинистические и византийские традиции. Ювелирные изделия показывают многообразные связи с Египтом, Аравией, Грецией, Арменией, Индией; богаты формами и орнаментикой (в т. ч. сложная плетёнка) металлические и деревянные кресты. Во 2-й половине 19 — начале 20 вв. строились города (в том числе новая столица Аддис-Абеба), отдельные здания больниц и школ; преобладали беспорядочная планировка и простейшие жилища. В живописи появились исторические и батальные картины патриотического характера. В 20 в. для строительства столицы приглашались архитекторы из многих европейских и азиатских стран, в 1930-х гг. велись планировочные работы в городах Северо-восточной Эфиопия строительство развернулось в 1950—60-х гг., когда были возведены общественные здания лёгких, ясных форм из бетона, цветных пластиков, стекла (итальянский архитектор А. Медзедими, французский архитектор А. Шомет, эфиопский архитектор М. Тедрос). Значительна роль специалистов СССР (Политехнический институт в Бахр-Даре, 1969, архитекторы А. И. Беляев, Е. А. Аничкова, инженер М. Д. Рейнин), ГДР (планировка Бахр-Дара), Югославии (почтамт, госпиталь, отель «Веби-Шебели» в Аддис-Абебе), Болгарии. Формируется профессиональное эфиопское искусство: живописец и скульптор Афеверк Текле, живописцы Агегну Энгсда, Але Феллеге Селам, Гебре Кристсс Деста, Абдель Рахман Шэриф, скульпторы Тадессе Белайнех, Тадессе Мамеча обращаются к образам национальной народной жизни, к древним и народным художественным традициям и к опыту различных европейских течений 19 и 20 вв. После 1974 строятся посёлки типовых домов для трудящихся, создаются картины, статуи, плакаты, посвященные революционной борьбе народа.
Традиционное народное жилище Эфиопия — круглые в плане плетнёвые обмазанные глиной дома («тукуль»), с конической кровлей; прямоугольные дома («хедме») из камня с глиной и щебнем, имеющие плоскую крышу и навес; на Ю. — также куполообразные хижины. Традиционные народные ремёсла — гончарство (разнообразные, часто глазурованные сосуды), плетение из соломы (столы-корзины для еды, корзины с конической крышкой, украшенные узором из концентрических кругов и ромбов), обработка металла (ажурные, чеканные, филигранные кресты и украшения), вышивка, (на накидках «шамма», на женских рубахах и штанах, часто со сложным плетёным орнаментом), резьба по дереву, тиснение по коже.
Лит.: Тураев Б. А., Айналов Д. В., Произведения абиссинской живописи, собранные д-ром А. И. Кохановским, СПБ, 1913; Абиссиния (Эфиопия). Сб. статей, М. — Л., 1936; Кобищанов Ю. М., Аксум, М., 1966; Искусство народов Африки, М., 1975; Pankhurst Е. S. Ethiopia. A cultural history, L., 1955; Doresse J., Au pays de la reine de Saba. L"Ethiopie antique et moderne, P., 1956; Buxton D. R., Travels in Ethiopia, N. Y. — Wash., 1967.
Эфиопская музыка сложилась под влиянием древнегреческой, иудейской, позднее арабской культур, а также во взаимодействии с некоторыми африканскими культурами. Разнообразен музыкальный фольклор Эфиопия, что связано с пестротой и разнородностью этнического состава населения. Длительную эволюцию претерпели мелодия, формулы, типы песен, инструменты, лады. Известны трудовые, обрядовые, исторические, военные (например, «шиллала» у амхарцев), охотничьи, «личные» и другие песни. Фонетические особенности различных языков обусловливают специфику вокальной техники (например, характерная прерывистость мелодического движения, обрыв музыкальной фразы). Музыкальный инструментарий: струнные — масенко (масинко, однострунная скрипка), крар и бегена (6- и 8-, 12-струнные лиры); духовые — вашинт (поперечная флейта), имбилта (эмбилта, флейта с пентатонным звукорядом), малакат (длинные трубы из бамбука или металла); ударные — барабаны коберо, атамо и др. Носителями музыкальной культуры в Эфиопия были странствующие поэты-певцы — азмари (полупрофессиональные музыканты — мужчины и женщины), которые пели, аккомпанируя себе на масенко или краре. Их песни, зачастую остросоциального характера, содержали критику имущих классов, выражали ненависть к завоевателям. Несколько трансформированная традиция азмари сохранилась в современной Эфиопия (популярны певцы Тилахун, Гессессэ, Малаку Гелау, Гетамесай Абебе и др.). В 30-х гг. 20 в., в связи с проникновением в страну элементов западной культуры, появились композиторы, использующие европейскую систему нотации: среди них — Алека Мелаку Бегго-Сеу, Каньятта Иофатаха Негуссе, М. Иоханнес. В 50-х гг. в Аддис-Абебе была создана «Национальная патриотическая ассоциация», объединившая музыкантов Эфиопия, пропагандирующих национальную культуру. В 1952 началась серьёзная работа по изучению фольклора Эфиопия Большое внимание уделяется музыкальному образованию: организованы факультеты искусств в университетах Аддис-Абебы и Асмары, Институт эфиопских исследований в Аддис-Абебе (1963). При Университете Аддис-Абебы основан Центр художественного творчества (1963), цель которого — воспитание молодёжи в духе национальных традиций. Курсы по подготовке профессиональных музыкантов созданы и при Национальном театре (ансамбль театра гастролировал в 1961 в СССР). В 1960 с помощью специалистов из НРБ открыта консерватория. Характерно объединение артистов и небольших групп в крупные творческие коллективы. Таковы «Группа Голубого Нила» (исполняет ритуальные песни и танцы), Музыкально-танцевальный и драматический ансамбль (выступал на фестивале в Лагосе в 1977 с программой на революционные темы). Истоки театральной культуры народов, населяющих территорию Эфиопия, в традиционных обрядах (свадебных, похоронных и др.) и празднествах (например, связанных с победой над врагом, выборами вождя). С возникновением в стране общеобразовательных школ (начало 20 в.) появился школьный театр. Первые национальные драматурги — Евтахи Ныгусэ и Фатаурари Таклехацариат (19 в.) — получили образование в России и Франции. В период итальянской интервенции (1930-е гг.) функционировал театр под названием «Союз патриотов Родины», который в своих спектаклях призывал к объединению патриотических сил. В 1950 в Аддис-Абебе был проведён фестиваль самодеятельного искусства, имевший большое значение для развития национального театра. В 1955 в столице открылся первый профессиональный театр (с середины 70-х гг. — Национальный театр). В его репертуаре — пьесы современных национальных драматургов, адаптированные переводы У. Шекспира. Одна из последних поставленных театром пьес — «Ревизор» Н. В. Гоголя (1976).
Статья про "Эфиопия" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 1085 раз |
TOP 20
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||