БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
Якутская Автономная Советская Социалистическая РеспубликаОпределение "Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика" в Большой Советской Энциклопедии
С. Е. Мостахов.
З. Ф. Бороденкова.
С. Е. Мостахов.
Ф. Г. Сафронов. Народное хозяйство. Я. — быстро развивающаяся индустриально-аграрная республика. Промышленное производство Я. развивается в направлении использования её минеральных ресурсов. Промышленность. За годы социалистического строительства промышленность Я. стала основной отраслью экономики. Общий объём продукции промышленности в 1977 увеличился по сравнению с 1940 в 30 раз. Индустриальный профиль республики определяет горнодобывающая промышленность. Производится добыча алмазов, золота, олова, сурьмы, угля (Ленский угольный бассейн, разрабатываются Кангаласское, Сангарское, Джебарики-Хайское, Согинское месторождения, в Колымо-Индигирском бассейне — Зырянское месторождение). Строятся (1978) Нерюнгринский угольный разрез (Южно-Якутского бассейна) и обогатительная фабрика. В Южной Я. создана слюдяная промышленность (комбинат «Алданслюда»). Энергетика основывается на использовании местного угля и привозных нефтепродуктов. С 1940 по 1970 выработка электроэнергии увеличилась более чем в 50 раз, за 1971—75 в 2,2 раза. Введена в эксплуатацию Вилюйская ГЭС; вошла в строй Якутская ГРЭС на газотурбинных установках. Расширяется Чульманская ГРЭС. Обрабатывающая промышленность представлена небольшими предприятиями лёгкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности в г. Якутске и отдельных районных центрах, судоремонтным заводом в Якутске. Лесная промышленность сосредоточена в Ленском и Олёкминском районах. Вывоз деловой древесины в 1976 составил 1,4 млн. м3. Предприятия промышленности стройматериалов и стройиндустрии расположены в гг. Якутске, Мирном и поселке Айхал. Крупная база стройиндустрии создаётся в районе строительства угольных предприятий и Нерюнгринской ГРЭС Южной Я. На базе местных естественных ресурсов формируется Южно-Якутский территориально-производственный комплекс (ТПК). Сочетание в непосредственной близости коксующегося угля и железной руды создаёт благоприятные предпосылки для создания в перспективе крупной общесоюзной базы по производству чёрных металлов. На первых стадиях становления Южно-Якутского ТПК предусматривается развитие добычи каменного угля (Нерюнгринский угольный разрез, обогатительная фабрика), железной руды (Таёжное месторождение и др.), флогопита, а также создание Нерюнгринской ГРЭС и промышленности строительных материалов. На базе лесных ресурсов предусматривается развитие целлюлозной промышленности. Важнейшие элементы инфраструктуры: железная дорога Тында — Беркакит с подъездом к Нерюнгри, Амуро-Якутская автомагистраль, судоходная р. Алдан. Центры ТПК — Нерюнгри, Беркакит, Чульман и Алдан. Сельское хозяйство специализируется на животноводстве мясомолочного направления. В земледелии важное значение имеют картофелеводство и овощеводство. В 1977 с.-х. угодья занимали 1642,4 тыс. га, из них пашня 127,2 тыс. га, сенокосы 782,0 тыс. га, пастбища 732,4 тыс. га. В Я. на конец 1977 было 80 совхозов и 1 (рыболовецкий) колхоз. В сельском хозяйстве имелось (1976) около 4,7 тыс. тракторов, 0,3 тыс. зерновых комбайнов, 3,1 тыс. грузовых автомобилей. Распределение посевных площадей показано в табл. 1. Среди зерновых главные культуры — пшеница, ячмень, овёс. Посевы зерновых размещены в основном в районах Центральной и Западной Я. Картофель и овощи выращивают в Центральной, Западной и Южной Я. Данные о валовом сборе с.-х. культур приведены в табл. 2.
Табл. 1. — Посевные площади, тыс. га
Табл. 2. — Валовой сбор важнейших сельскохозяйственных культур, тыс. т
Табл. 3. — Поголовье скота (на начало года), тыс.
Транспорт. Основной вид транспорта — водный; протяжённость его путей 17,0 тыс. км (1976); судоходство по Северному морскому пути, Лене и её притокам. Протяжённость автомобильных дорог — 12,6 тыс. км (1976), из них с твёрдым покрытием 1,9 тыс. км. Главные автодороги: Амуро-Якутская магистраль, Ленск — Мирный, Хандыга — Магадан с ответвлением на Усть-Неру. Строится (1978) жел. дорога Тында — Беркакит. Якутск связан авиалиниями с Москвой, Иркутском, Магаданом, а также с отдалёнными районами республики. Внутренние различия. Южный район — район первоочередного и интенсивного освоения в зоне строительства БАМа (золотодобывающая, слюдяная, угольная, лесная и деревообрабатывающая промышленность; в перспективе — чёрная металлургия, добыча апатитов). Западный район — центр алмазодобывающей промышленности, энергетики и тяготеющих к ним с.-х. районов. Центральный район — с.-х. районы Лено-Амгинского междуречья и г. Якутска с пригородными районами. В перспективе район газодобывающей промышленности. Северо-Восточный район — охватывает бассейны рек Яны, Индигирки, Колымы. Добыча золота, сурьмы, олова, каменного угля; сельское хозяйство. Северо-Западный район — с.-х. район (оленеводство, пушной промысел). Благосостояние народа. На основе успехов в экономическом развитии повысились материальное благосостояние и культурный уровень населения. Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих за годы 9-й пятилетки увеличилась на 24% и составила 288 руб., розничный товарооборот возрос на 42%, объём бытовых услуг — в 1,8 раза, сумма вкладов в сберегательные кассы — на 93%. Построены жилые дома общей площадью 1613 тыс. м2.
Здравоохранение. В 1913 на территории Я. было 13 больниц на 351 койку и 25 фельдшерских амбулаторий, в которых работали 22 врача, 39 фельдшеров и 12 акушерок. Часто возникали эпидемии натуральной оспы, тифов, детских инфекций и других инфекционных заболеваний. К моменту образования Якутской АССР осталось всего 4 больницы на 210 коек, где работали 12 врачей и 10 средних медицинских работников. К 1 января 1977 было 284 больничных учреждения на 12,1 тыс. коек (15 коек на 1 тыс. жителей). Работали 2,8 тыс. врачей (1 врач на 300 жителей) и около 10 тыс. лиц среднего медицинского персонала. На территории Я. бальнеогрязевой курорт Абалах и лечебная местность Кемпендяй; 13 санаториев, 2 дома отдыха. Народное образование и культурно-просветительные учреждения. До 1917 на территории Я. имелось 172 школы (4,7 тыс. учащихся), средних специальных учебных заведений и вузов не было. В 1977/78 учебном году в 642 общеобразовательных школах всех видов обучалось 175 тыс. учащихся, в 24 профессионально-технических учебных заведениях — 6,5 тыс. учащихся, в 18 средних специальных учебных заведениях — свыше 10,7 тыс. учащихся, в Якутском университете — свыше 6,6 тыс. студентов. В 1977 в 917 дошкольных учреждениях воспитывалось 69 тыс. детей. На 1 января 1978 имелись 591 массовая библиотека (6084 тыс. экз. книг и журналов), 8 музеев (Якутский республиканский краеведческий музей им. Ем. Ярославского, Якутский республиканский музей изобразительного искусства им. М. Ф. Габышева, Вилюйский краеведческий музей им. П. Х. Староватова, Олёкминский краеведческий музей, Таттинский краеведческий в с. Ытык-Кель, Чурапчинский краеведческий в с. Чурапча, Зырянский краеведческий в поселке Зырянка, Тандинский историко-революционный музей им. Г. И. Петровского), 689 клубных учреждений, 829 стационарных киноустановок, 35 внешкольных учреждений. Научные учреждения. Первым крупным шагом в целенаправленном и плановом изучении Я. явилось создание в 1925 Комиссии АН СССР по изучению Якутской АССР, экспедиции которой дали основные рекомендации по развитию народного хозяйства и культуры края в первой и последующих пятилетках. Была заложена сеть стационарных научных станций. В 1935 основан институт языка, литературы и истории (ИЯЛИ). В 1947 создана научно-исследовательская база АН СССР, в 1949 преобразованная в Якутский филиал АН СССР. В 1957 он включен в состав Сибирского отделения АН СССР. Якутский филиал Сибирского отделения АН СССР — самое крупное научное учреждение на азиатском Севере — объединяет (1977) ИЯЛИ, Институт биологии (1952) с Якутским ботаническим садом (1962), Институт геологии (1957), Институт космофизических исследований и аэрономии (1962), Институт физико-технических проблем Севера (1970), а также отделы: экономики (1953), прикладной математики и вычислительной техники (1972), охраны природы (1977). В 1956 в Якутске основано Северо-Восточное отделение института мерзлотоведения АН СССР им. В. А. Обручева, с 1960 институт мерзлотоведения Сибирского отделения АН СССР (единственный в СССР). Среди ведомственных научно-исследовательских учреждений: Якутский НИИ туберкулёза (1950), Якутский филиал института «ПромстройНИИпроект» (1961), Якутский научно-исследовательский и проектный институт алмазодобывающей промышленности (1961) и др.
Значительные результаты достигнуты в поисках и научном обосновании промышленной разработки полезных ископаемых, в исследовании биологических процессов в экстремальных условиях, в изучении истории и культуры народов Я. Большой объём научно-исследовательских работ проводится в связи с проблемами хозяйственного использования природных ресурсов Южной Я., прилегающей к зоне Байкало-Амурской магистрали. Печать, телевидение, радиовещание. В 1977 республиканским Якутским книжным издательством выпущено 197 названий книг и брошюр тиражом свыше 1,3 млн. экз. Выходят республиканские газеты: на якутском языке — «Кыым» («Искра», с 1923), комсомольская газета «Эдер коммунист» («Молодой коммунист», с 1923), пионерская газета «Бэлэм буол» («Будь готов», с 1936); на русском языке — «Социалистическая Якутия» (с 1917), «Молодёжь Якутии» (с 1958). Издаются литературно-художественные и общественно-политические журналы «Хотугу сулус» («Полярная звезда») на якутском (с 1956) и русском (с 1964) языках. С помощью системы «Орбита-2» принимаются 2 программы Центрального телевидения (общим объёмом 12,2 ч в сутки); республиканские телепередачи ведутся 2,3 ч в сутки на якутском и русском языках. Транслируются 2 программы Всесоюзного радио (общим объёмом 40 ч в сутки), местные радиопередачи занимают 4 ч в сутки. Литература. Истоки устно-поэтического творчества якутов восходят к далёкому прошлому; оно представлено большим количеством жанров: героический эпос — олонхо, сказки, песни, исторические предания и др. В собирании и публикации образцов фольклора, изучении якутского языка велика роль русских учёных И. А. Худякова (1842—76), Э. К. Пекарского (1858—1934), О. Бётлинга (1815—1904). Письменная якутская литература зародилась в годы Революции 1905—07 и, опираясь на богатые традиции фольклора и на опыт русской классической литературы, начала с освоения реализма. У её истоков стояли поэт, фольклорист и языковед А. Е. Кулаковский (1877—1926), драматург, поэт и прозаик А. И. Софронов (1886—1935) и первый комедиограф Н. Д. Неустроев (1895—1929), выступавшие за просвещение народа, за приобщение его к русской культуре. Преодолевая национальную и историческую ограниченность своих взглядов, они критиковали нравы царско-тойонской знати Я., зарождавшиеся в крае буржуазные отношения. Творчеству зачинателя якутской советской литературы П. А. Ойунского (1893—1939) присуща тесная связь с жизнью и борьбой народа; для его произведений характерны героико-романтическая патетика, обращение к монументально-условным образам. В 20-е гг. в якутской литературе начинается становление таких жанров, как лирика, массовая песня, басня, фельетон. Появляются первые поэмы и повести на современные темы, развиваются жанры рассказа (Ойунский, Неустроев, А. А. Иванов-Кюндэ, 1898—1934, Н. Е. Мординов, р. 1906, и др.), очерка (Г. Д. Бястинов, 1903—34, Н. М. Тюгюнюров, 1905—28), социально-бытовой драмы и комедии (Неустроев). В стихах и драматической поэме Ойунского «Красный шаман» (1925) звучал пафос обновления мира и утверждения человека-борца и преобразователя. Впервые в поэзии и драме создаётся образ коммуниста (стихотворение «Не всё ль равно?!», 1919, драма «Большевик», изд. 1928, Ойунского). Якутская поэзия обновляла лексику и образную систему. Ойунский в 20—30-е гг. теоретически обосновал и ввёл в якутское стихосложение силлабический стих и рифму. Значительное расширение тематики и углубление идейно-эстетических проблем характерны для литературы Я. 30-х гг., утверждавшей победу социалистических отношений. Тема народного подвига, совершаемого во имя революционной идеи, содержится в поэме С. Р. Кулачикова-Элляя (1904—76) «В годы бурь и битв» (1930), в драме С. П. Ефремова (р. 1904) «Братья» (1934), в повести Эрилика Эристина (С. С. Яковлева, 1892—1942) «Исполнение завещания» (1939); тема обновления мира якутского крестьянина — в поэмах «Артель Романа» (1929) и «Стая журавлей» (1935) С. С. Васильева-Борогонского (р. 1907), «Коммунист Семен» (1932) Кюннюка Урастырова (В. М. Новикова, р. 1907). Нравственное возрождение ранее униженной человеческой личности показано в повестях Ойунского «Выход из тины» (1936), Мординова «Обида» (1939). Обстановку улуса в годы коллективизации воссоздают драмы Д. К. Сив-цева (Суорун Омоллона, р. 1906) «Кузнец Кюкюр» (1932), Мординова «Разрыв паутины» (1937), Н. Д. Слепцова-Туобулахова (1912—64) «Селькор Семен» (1939). Широко освещена тема интернационализма и Советской родины, создаются произведения о жизни братских народов. Главным в якутской литературе в 30-е гг. было утверждение социалистического реализма. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 созданы романы Эрилика Эристина «Молодёжь Марыкчана» (1942), Мординова «Весенняя пора» (1944) о судьбе народа и личности в революции; написаны книги патриотических очерков и публицистики Суорун Омоллона, Н. Г. Золотарёва-Якутского (р. 1908), Д. С. Фёдорова-Тааса (1914—51) и др. В поэзии успешно выступали Элляй, Васильев-Борогонский, Кюннюк Урастыров, выделяется лирика поэтов-фронтовиков Т. Е. Сметанина (1919—47), А. Г. Абагинского (1907—60), Джуона Джангылы (Г. И. Макарова, 1914—56) и др. В первые послевоенные годы продолжается разработка темы минувшей войны: повести «Егор Чэрин» (1947) Сметанина, «Солдаты» (1951) И. П. Никифорова (р. 1915), поэма «Жизнь, ставшая песней» (1948) Л. А. Попова (р. 1919). Ведущими становятся темы борьбы за мир и созидательного труда: стихи и поэмы Элляя, Абагинского, Баал Хабырыыса (Г. Г. Вешникова, 1918—69), Сем. П. Данилова (р. 1917), М. Ефимова (р. 1929), И. М. Гоголева (р. 1930), повести «Твои друзья» (1948—49) Софр. П. Данилова (р. 1922), «Огни Кырсады» (1947) Тааса, «Новая Лонкуда» (1952) М. Ф. Догордурова (1906—61). Однако на развитии литературы тех лет отрицательно сказывались проявления риторики, иллюстративности и схематизма. В 50-е гг. литература Я. увереннее выходит к общесоюзному читателю в русских переводах. Обогащаются её жанры и формы, развиваются различные стилевые направления реализма. Конец 50 — начало 60-х гг. отмечены подъёмом эпической поэзии, пишутся романы и повести в стихах: «В тот день» (1959) Болот Боотура (В. С. Соловьева, р. 1915), «Младший сын» (1960) Васильева-Борогонского, «Солнечная гора» (1962) Гоголева. Лирика глубже проникает в духовный мир современника в стихах Семена Данилова, Ефимова, Попова, Гоголева, П. Н. Тобурокова (р. 1917), С. И. Тарасова (р. 1934), С. Т. Руфова (р. 1927) и др. В прозе 60—70-х гг. появляются трилогия «Судьба» (кн. 1—3, 1960—64) Золотарёва-Якутского, социально-исторические романы «Девушка с характером» (1965) А. Сыромятниковой (р. 1915), «Чёрный журавль» (1971) Гоголева, «Тогой Сэле» (1976) Попова. Социально-психологические романы «Пока бьётся сердце» (1967) Софрона Данилова, «На водоразделе рек» (1967) В. В. Яковлева (р. 1934) посвящены современности. Документальные жанры представлены повестями И. К. Данилова (р. 1916), П. И. Филиппова (р. 1915), очерками С. П. Федотова (р. 1935), И. Е. Федосеева-Доосо (р. 1929) и др. В драматургии созданы драмы: «От имени якутов» (1963) Софрона Данилова, «Перед восходом солнца» (1970) Суорун Омоллона, комедии и пьесы-сказки Гоголева.
Для современной якутской литературы характерны расширение связей с братскими литературами, развитие переводческого дела. На якутский язык переведены многие произведения русской классической и многонациональной советской литературы, а также произведения мировой классики. На русский и другие языки народов СССР переведены произведения Элляя, Эрилика Эристина, Мординова, Семена Данилова, Ефимова и др. Некоторые книги якутских писателей изданы в Венгрии, Польше, Чехословакии и других странах. Художественная литература в республике создаётся на пяти языках: якутском, русском (поэты П. Н. Черных-Якутский, 1882—1933; С. Д. Шевков, р. 1931, прозаик Ю. И. Шамшурин, 1921—73), эвенском (Н. С. Тарабукин, 1910—50; П. А. Ламутский, р. 1920; В. Д. Лебедев, р. 1934), эвенкийском, юкагирском.
Якутское литературоведение и критика достигли серьёзных успехов с начала 60-х гг. Создан «Очерк истории якутской советской литературы» (1970). С исследованиями и статьями выступали и выступают Г. П. Башарин (р. 1912), Г. К. Боескоров (р. 1915), Н. П. Канаев (р. 1908), Г. Г. Окороков (р. 1925), Ю. Н. Прокопьев (р. 1932), И. В. Пухов (р. 1904), Г. С. Сыромятников (р. 1926), Г. У. Гермогенов (Г. Эргис, 1908—68) и др. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. К эпохам неолита, бронзы и раннему железному веку восходят обнаруженные на территории Я. керамика с сетчатым, шашечным и другими узорами, украшения из рога с нарезным геометрическим орнаментом, писаницы (Суруктаах-Хая на р. Мархе, у сёл Тойон-Арыы, Чуран, Синское и др.). Традиция создания писаниц жила в Я. вплоть до 19 в. Старинным жилищем якутов была прямоугольная в плане деревянная юрта, или балаган «буорджие», со слегка наклоненными внутрь стенами. Конструктивная основа юрты — вбитые в землю столбы и лежащая на них горизонтальная рама из брёвен. На раму опирались крыша и стены из пластин и жердей с наружной толстой саманной обмазкой. С северной стороны к балагану обычно пристраивался «хотон» (хлев для скота). Поселения были маленькие, из 1—3 усадеб. Летним жилищем до конца 19 в. служила «ураса» — коническая постройка из жердей, крытая берёстой. С 19 в. распространилась срубная изба, перенятая у русских поселенцев. С 17 в. возникали остроги, выраставшие затем в города (Якутск, Вилюйск и др.), где господствовала деревянная застройка; с начала 18 в. строились и кирпичные здания. В народном творчестве якутов сочетаются элементы южной тюрко-монгольской и автохтонной таёжной культуры. Деревянные изделия (резные коновязи — «сергё», мебель, высокие сосуды для кумыса — «чороны», ложки, черпаки, коробки) орнаментировались узкими поясками шнуровидного, решётчатого, зубчатого узора. Благородная, изысканная по цвету вышивка гладью и тамбуром украшала седельные покрышки, конские чепраки, детали женского и мужского национального костюма. В этих вышивках и ювелирных изделиях (в технике гравировки и чеканки) преобладали растительные узоры (часто встречаются также рогообразный, лировидный и сердцевидный узоры). Берестяные коробки, укладки, туеса, табакерки украшались накладной берёстой, тиснением, оплёткой из конского волоса. С 18 в. распространилось изготовление шкатулок, гребней из мамонтовой и моржовой кости с ажурной резьбой; развивалась мелкая пластика. Для якутов, эвенов, юкагиров, чукчей характерно изготовление меховых одежды, обуви («торбаза»), перемётных сум, ковров, орнаментированных меховой мозаикой, аппликацией и вышивкой бисером. В Советской Я. обновляются старые и возникают новые города (Алдан, Ленек, Мирный) и посёлки (Чернышевский и др.); строительство ведётся по утвержденным генпланам и проектам застройки. В условиях вечной мерзлоты здания (многоэтажные, кирпичные или каменные) в основном возводят на столбчатых или свайных фундаментах с проветриваемым подпольным пространством. Большое внимание уделяется проблеме озеленения городов и населённых пунктов. В разработке проектов принимают активное участие якутские архитекторы С. В. Данилов, В. С. Петров, И. Г. Смольков, Н. В. Суханов и др. В 1964 создано Якутское отделение Союза архитекторов СССР. После Великой Октябрьской социалистической революции успешно развивается изобразительное искусство Я., в становлении которого важная роль принадлежит М. М. Носову и И. В. Попову, авторам картин, посвященных старому и новому быту якутов. В 1930-е гг. выступили живописец В. А. Кандинский, живописец и график П. П. Романов, скульптор П. И. Добрынин, театральный художник Г. М. Туралысов, в первые послевоенные и в 1950—60-е годы — живописцы С. Л. Александров, Л. А. Ким, М. В. Лукин, А. Н. Осипов, А. П. Собакин (композиции на историко-революционные и бытовые темы, портреты), Л. М. Габышев, Е. М. Крылов, Ф. Г. Павлов (пейзаж) и др., графики В. Р. Васильев, А. П. Мунхалов, Л. М. Неофитов, Э. С. Сивцев и др., скульпторы-портретисты С. А. Егоров, К. Н. Пшенников. Для возрождения косторезного искусства много сделали И. Ф. Мамаев, Л. М. Никифоров и др. Традиции народной пластики нашли новое воплощение в жанровых группах К. Ф. Герасимова, С. П. Заболоцкого, Д. И. Ильина, В. П. Попова, анималистической миниатюрной скульптуре из кости С. Н. Петрова, С. Н. Пестерева, орнаментальной резьбе Т. В. Аммосова. Возрождаются также образы и приёмы народного декоративно-прикладного искусства (изготовляются деревянные чороны, меховая обувь, сумки с вышивкой бисером и т. д.). Музыка. Народное песенное творчество якутов включает 2 типа песен: протяжные — дьиэрэтии ырыа и размеренно подвижные — дэгэрэн ырыа. К первому типу относятся основные эпизоды героического эпоса — олонхо, основанного на устойчивой системе лейтмотивов, а также развёрнутые эпические импровизации — тойуки. Дьиэрэтии ырыа свободны по форме, имеют переменный метр. Часто мелодия, начинаясь в узком диапазоне, постепенно расширяется; используются различные звукоряды, в том числе целотонный. Характерны гортанные призвуки-украшения (кылысахи). Мелодии дэгэрэн ырыа имеют определённый лад и чёткий ритм, к этому типу относятся лирические, танцевальные песни (хороводный танец осуохай), особые виды песен, в том числе нёбные, исполняемые с придыханием и прищёлкиванием языка (тангалай ырыата), и др. Среди народных инструментов — кырыымпа (якутская скрипка), хомус (металлический варган), кюпсюр (барабан), дюнгюр (шаманский бубен) и заимствованные от русских балалайка и баян. До Октябрьской революции 1917 якутские народные песни записывались только эпизодически (впервые в 1843 А. Ф. Миддендорфом). После революции якутский музыкальный фольклор собирали А. В. Скрябин («Ноты якутских песен», М., 1927), Ф. Г. Корнилов («Сборник якутских песен», М., 1936), позднее М. Н. Жирков. Русские композиторы, в том числе Г. И. Литинский, Н. И. Пейко, Г. С. Гамбург, Д. ф. Салиман-Владимиров, А. Н. Мазаев написали ряд произведений на якутские темы. В 1917 Скрябин организовал якутский любительский хор. В 1921 в Якутске была создана музыкальная студия, в 1925 — якутская труппа, в 1926 преобразованная в Якутский национальный театр (с 1934 — им. П. А. Ойунского), при котором с 1936 работали под руководством М. Н. Жиркова Государственный национальный хор и инструментальный ансамбль. В 1948 театр был преобразован в музыкально-драматический. В 1971 из него выделен музыкальный театр.
Основоположником якутского профессионального музыкального искусства явился Жирков. Он написал первую национальную музыкальную драму «Дюлуруйар Нюргун Боотур» (пост. 1940), совместно с Г. И. Литинским создал первые национальные оперы «Нюргун Боотур» (пост. 1947), «Сыгый Кырынаастыыр» (1947) и балеты «Полевой цветок» (1947), «Алый платочек» (1949). Плодотворной в Якутии была деятельность Г. А. Григоряна, создавшего сочинения новых для якутской музыки жанров — концерт для скрипки с оркестром (1955), ораторию «Якутская праздничная», оперетту «Цветок Севера» (1961), а также оперу «Лоокуут и Нюргусун» (пост. 1959), балет «Камень счастья» (1961), симфонии, камерные произведения, хоры, песни. С 60-х гг. в Якутске работают композиторы Л. В. Вишкарёв, Г. Н. Комраков (опера «Песнь о Манчары», совместно с Э. Е. Алексеевым, пост. 1967; симфония, 1967; балеты «Орлы летят на север», пост. 1970, и «Подвиг», 1976; камерные, фортепианные сочинения, песни), В. Г. Кац (балет «Кюн-Куо», пост. 1969; опера «Золотая стрела», 1976), Н. С. Берестов (опера «Неугасимое пламя», пост. 1974), З. К. Степанов. Широкую популярность приобрело творчество якутских композиторов-мелодистов (в их числе З. П. Винокуров, Х. Т. Максимов, С. Ф. Павлов, Д. Т. Михайлов, О. П. Иванова, А. М. Алексеев). В развитии якутской музыкальной культуры приняли участие русские музыканты: дирижёры М. З. Бенедиктов, заслуженный артист РСФСР А. С. Кулешов, заслуженный деятель искусств РСФСР Г. М. Кривошапко; хоровой дирижёр заслуженный деятель искусств РСФСР Г. Ф. Таныгин. Среди якутских исполнителей: заслуженные артисты РСФСР певцы М. М. Лобанов, А. П. Лыткина, Н. С. Шепелева, А. Е. Ильина, В. Н. Яковлева, хоровой дирижёр ф. А. Баишева, балерина Е. А. Степанова; режиссёр оперы народный артист РСФСР А. И. Егорова. Драматический театр. Активное развитие театральной самодеятельности в Я. относится к периоду Революции 1905—07. Это были главным образом спектакли на сюжеты народного героического эпоса — олонхо. Первый профессиональный русский Народный театр в Якутске (ныне Русский драматический театр Якутской АССР) открыт в 1920. При нём в 1925 начала работать якутская труппа, которая в 1926 была реорганизована в Якутский национальный театр (с 1934 Якутский национальный театр им. П. А. Ойунского, с 1948 музыкально-драматический), с 1930 обе труппы стали самостоятельными театрами. В 20— 30-х гг. утверждается национальная драматургия. Ставятся пьесы первых якутских писателей: А. И. Софронова — «Игра жизни», «Манчары», «Тина жизни», «Бедный Яков», «Любовь», Н. Д. Неустроева — «Злой дух», Ойунского — «Большевик», «Красный шаман», «Захотел ребёнка», «Указ царя», «Туярыма Куо», Д. К. Сивцева (С. Омоллона) — «Лентяй», «Кузнец Кюкюр», Н. Е. Мординова (Амма Лччыгыйа) — «Разрыв паутины», «От колонии к коммуне», «Да здравствует человек!», С. П. Ефремова — «Братья», «Шаги» и др. Из русской и советской классики ставились произведения А. Н. Островского, А. С. Пушкина, А. П. Чехова, М. Горького, Вс. Иванова и др. Важное значение в культурном росте республики имели колхозно-совхозные театры. В Я. работали: 1-й колхозный театр (в селе Майя, 1936—41), 2-й колхозный театр (в поселке Нюрба, 1940—48). Впервые образ В. И. Ленина был воссоздан в спектакле Якутского национального театра им. П. А. Ойунского «Человек с ружьем» (1947) актёрами П. М. Решетниковым и А. Е. Ефремовым. В репертуаре 50—70-х гг.: пьесы национальных драматургов — «Сайсары» и «Лйаал» Сивцева, «Семья Кирика» и «Долг» Ефремова, «Партизан Морозов» и «Золотое зерно» В. А. Протодьяконова, «Лоокут и Нюргусун» Т. Сметанина, «От имени якутов» Соф. П. Данилова, «Утро Лены» И. М. Гоголева и др.; произведения драматургов братских республик — «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Салават» и «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Весёлый гость» Г. Мухтарова, «Хитрый Будамшу» Ц. Г. Шагжина; русская и зарубежная классика. В республике работают (1977): Якутский драматический театр им. П. А. Ойунского (в 1971 выделен из музыкально-драматического), передвижной драматический театр в Нюрбе (с 1966), Русский драматический театр (с 1920). Труппы якутских театров пополняются выпускниками национальных студий ГИТИСа, училища им. Щепкина и др.
Крупнейшие деятели драматических театров Я., внёсшие значительный вклад в развитие театра, — народные артисты СССР В. В. Местников, Д. Ф. Ходулов, народные артисты РСФСР С. А. Григорьев, Н. М. Решетников, Д. Д. Слепцова, М. Д. Слепцов, А. П. Петров, заслуженные артисты РСФСР В. А. Саввин, А. Д. Иванова, М. Н. Гоголев, народные артисты Якутской АССР А. Е. Ефремов, Г. Г. Колесов и др. Лит.: Вопросы географии Якутии, в б Л., 1973; Караваев М. Н., Скрябин С. 3., Растительный мир Якутии, Якутск, 1971; Природные ресурсы Якутии, их использование и охрана, Якутск, 1976; Сивцева А. И., Мостахов С. Е., География Якутии, Якутск, 1968; Соломонов Н. Г., Животный мир Якутии, Якутск, 1975; Якутия, М., 1965 (АН СССР. Природные условия и естественные ресурсы СССР); Белый В. Ф. [и др.], Тектоническая карта Северо-Востока СССР (м-б 1: 2500000), в кн.: Тектоника и глубинное строение Северо-Востока СССР, Магадан, 1964; Геология Сибирской платформы, М., 1966; Тектоника Якутии, Новосиб., 1975; Геоморфология Восточной Якутии, Якутск, 1967; История Якутской АССР, т. 1—3, М. — Л., 1955—63; История Сибири с древнейших времен до наших дней, т. 1—5, Л., 1968—69; Окладников А. П., Запорожская В. Д., Петроглифы Средней Лены, Л., 1972; Токарев С. А., Очерк истории якутского народа, М., 1940; его же, Общественный строй якутов XVII—XVIII вв., Якутск, 1945; Сафронов Ф. Г., Русские крестьяне в Якутии (XVII — нач. XX в.), Якутск, 1961; Иванов В. Н., Социально-экономические отношения у якутов. XVII в., Якутск, 1966; Башарин Г. П., История аграрных отношений в Якутии (60-е годы XVlll — середина XIX в.), М., 1956; Романов И. М., Н. Г. Чернышевский в Вилюйском заточении, Якутск, 1957; Новгородов А. И., Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Якутии, Новосиб., 1969; Докторов П. И., Социалистическая индустриализация Якутской АССР и её некоторые особенности, Якутск, 1971; Гоголев 3. В., Социально-экономическое развитие Якутии (1917 — июнь 1941 гг.), Новосиб., 1972; Авдеев И. П., Комплексное развитие промышленности и сельского хозяйства на Севере. (Социально-экономич. проблемы), Якутск, 1975; Морозова Т. Г., Экономическая география Сибири, М., 1975; Проблемы развития производительных сил Якутской АССР, в. 1—2, Якутск, 1969; Российская Федерация, Восточная Сибирь, М., 1969 (серия «Советский Союз»); Народное хозяйство Якутской АССР в девятой пятилетке. Статистич. сб., Якутск, 1976; Сыромятников Г. С., Становление социалистического реализма в якутской прозе, Якутск, 1967; Прокопьев Ю. Н., От рассказа к роману, Якутск, 1968; Новые горизонты якутской литературы, Сб. ст., Якутск, 1976; Иванове. В., Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала XX века, М. — Л., 1954; Потапов И. А., Изобразительное искусство Советской Якутии, Л., 1960; Материалы научно-творческой конференции по вопросам якутского декоративно-прикладного искусства, Якутск, 1966; Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957, с. 331—50; Кондратьев С. А., Якутская народная песня, М., 1963; Якутский театр. 1925—1975, Якутск 1975.
Статья про "Якутская Автономная Советская Социалистическая Республика" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 867 раз |
TOP 20
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||