БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Возрождение (Ренессанс)

Значение слова "Возрождение (Ренессанс)" в Большой Советской Энциклопедии


Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (приблизительные
хронологические границы Возрождение (Ренессанс): в Италии — 14—16 вв., в других странах — конец 15—16 вв.). Наиболее отличительные черты культуры Возрождение (Ренессанс), антифеодальной в своей основе, — светский характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к античному культурному наследию, как бы «возрождение» его [отсюда и название «Возрождение (Ренессанс)»; этот термин, встречающийся уже у итальянских гуманистов, например в «Жизнеописаниях» (1550) итальянского художника и историка искусств Дж. Вазари, утвердился в науке с 18 в.].

  Предшественницей культуры Возрождение (Ренессанс), носившей городской характер, была средневековая городская культура; она уже задолго до Возрождение (Ренессанс) несла в себе многие тенденции, которые смогли получить полное развитие только в новую историческую эпоху. В рамках средневековой феодальной культуры известны периоды подъёма искусства и науки, иногда связанные с интересом к античности (например, «Каролингское возрождение»); появлялись элементы гуманистической этики, реализма в искусстве. В отличие от этих явлений, перелом в идейной и культурной жизни, каким явилось Возрождение (Ренессанс), был связан с коренными социально-экономическими сдвигами в европейском обществе 14—16 вв. Он отвечал новым общественным потребностям. Культура Возрождение (Ренессанс) возникла в эпоху, когда старые феодальные отношения разлагались, в наиболее экономически развитых странах и районах Европы (прежде всего в городах Северной и Средней Италии) начали появляться первые ростки раннекапиталистических отношений и из средневекового сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии. В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человеку становились тесны рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церковно-аскетической морали, средневековых традиций. Он начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения — городская интеллигенция той эпохи — поэты, филологи, философы, художники, — представители тех отраслей знания, которые, имея своим объектом человека и всё человеческое (лат. studia humaniora), противопоставлялись «схоластическому» изучению «божественного» (studia divina). Отсюда их наименование — гуманисты (от лат. homo — человек, humanus — человеческий), а нового мировоззрения — гуманизм. Гуманисты выступили против контроля католической церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Были подвергнуты критическому пересмотру сковывавшие свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралась средневековая мораль; провозглашено право на свободу научного исследования. Возникли светская наука, литература и искусство. С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм (от греч. ánthrōpos — человек) нового мировоззрения. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый отныне как часть природы, как наиболее совершенное её творение. Человек, его переживания, его внутренний мир, его «земная» жизнь становятся главными темами литературы и искусства. В противовес феодально-церковному аскетизму, проповеди пассивности, новая гуманистическая этика превозносила право на естественные, данные природой потребности и склонности, возвеличивала человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой («универсальной») творческой личности. Жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных возможностях человека, его воли и разума, «героический энтузиазм» (Дж. Бруно), гармоничность и цельность мироощущения органически присущи гуманистическому мировоззрению в его наиболее классическом выражении, особенно в Италии.

  Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обратились к античному наследию (в средние века хотя и неполностью забытому, но сильно искажённому). В античной культуре Возрождение (Ренессанс) открывало родственный ему гуманистический (человечный) неаскетический дух, «языческий» интерес ко всему «посюстороннему», нормы нравственного и прекрасного, основанные на изучении природы и человека. Гуманисты много сделали для восстановления и распространения античного наследия, тщательно собирая и изучая античные рукописи, памятники античного искусства. В 15 в. благодаря учёным, эмигрировавшим из Византии в Италию, были впервые переведены почти все древнегреческие поэты (в том числе Гомер) и философы (в том числе большинство диалогов Платона). Тексты античных произведений, известных и средневековой Европе, уточнялись, освобождались от средневековых наслоений и ошибок и переосмысливались.

  Но культура Возрождение (Ренессанс) не была простым возвращением к античной. Она её развивала и интерпретировала по-новому, исходя из новых исторических условий. Не меньшее значение, чем античное влияние, имели в культуре Возрождение (Ренессанс) связи с национальной традицией. Огромную роль в распространении античного наследия и новых, гуманистических взглядов сыграло изобретение (середина 15 в.) и распространение в странах Европы книгопечатания. В типографиях Флоренции, Венеции (Альд Мануций), Базеля (И. Фробен), Парижа (А. Этьенн), Лиона (Э. Доле), Антверпена (К. Плантен), Нюрнберга и др. печаталась античная и гуманистическая литература; многие типографы того времени сами были выдающимися гуманистами.

  Культура Возрождение (Ренессанс) отразила в себе специфику переходной эпохи. Старое и новое нередко причудливо переплеталось в ней, представляя своеобразный, качественно новый сплав.

  Провозглашение в эпоху Возрождение (Ренессанс) новых этических и эстетических принципов означало прежде всего необходимую и прогрессивную борьбу за разрушение феодально-корпоративных пут, за раскрепощение личности, создавая тем самым идейные предпосылки для будущего, только возникавшего буржуазного общества. Однако гуманистическое мировоззрение было буржуазным (точнее — предвосхищением буржуазного) лишь в том смысле, что выводы, вытекавшие из гуманистических теорий, объективно удовлетворяли потребностям зарождавшегося буржуазного общества. Сами же носители нового мировоззрения — прежде всего гуманистическая интеллигенция — отражали в своей деятельности и творчестве более широкое и прогрессивное историческое содержание, чем интересы зажиточной городской верхушки, буржуа в собственном смысле слова. Кроме того, в культуре Возрождение (Ренессанс) существовали течения, которые не укладываются в рамки буржуазного мировоззрения. С одной стороны, именно в это время возник утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла), начали развиваться подлинно демократические явления в литературе и изобразительном искусстве. С другой стороны, новые ренессансные формы культуры воспринимали феодальная аристократия и католическая церковь, приспособлявшие их к своим интересам и в то же время испытывавшие воздействие новых идей. Папский, императорский, княжеские дворы нередко были главными заказчиками ренессансных произведений искусства.

  Сложным (и во многом спорным в науке) является вопрос о хронологических границах культуры Возрождение (Ренессанс), её территориальном распространении, национальных особенностях. Далеко не все явления культуры эпохи (15—16 вв.) были ренессансными. Наряду с культурой Возрождение (Ренессанс) в этот период продолжала существовать старая средневековая культура. Степень распространения ренессансной культуры в разных странах была весьма различной. Возникнув в Италии — стране наиболее развитой городской жизни того времени, где рано и весьма существенно было подорвано экономическое и политическое влияние феодалов и уже в 13—14 вв. появились первые зачатки раннекапиталистического производства, Возрождение (Ренессанс) в Италии же получило свои наиболее завершённые, классические черты (существует точка зрения, согласно которой, о Возрождение (Ренессанс), как о целой эпохе, можно говорить только применительно к Италии). На возникновение и характер Возрождение (Ренессанс) в Италии оказало влияние и то, что её территория ранее была центром античной цивилизации, античное влияние и национальные традиции здесь таким образом сближались. На материале изобразительного искусства и архитектуры (и прежде всего применительно к Италии) искусствоведы выработали периодизацию культуры Возрождение (Ренессанс) В итальянском Возрождение (Ренессанс), не считая предренессансных явлений рубежа 13—14 вв. (см. Проторенессанс), различают: Раннее Возрождение (Ренессанс) (в изобразительном искусстве и архитектуре — 15 в., но в итальянской гуманистической литературе — уже с 14 в.), Высокое Возрождение (Ренессанс) (конец 15 — 1-я четверть 16 вв.), Позднее Возрождение (Ренессанс) (16 в.). Эту периодизацию современные исследователи распространяют иногда и на другие страны, но при этом хронологические рамки отдельных этапов культуры Возрождение (Ренессанс) отличаются от итальянских. Распространение (более позднее) Возрождение (Ренессанс) в других странах — во Франции, в далматинских городах, в Нидерландах, Германии, Англии, Испании, ряде других стран Европы, подготовленное национальным развитием, в то же время происходило уже в значительной степени под влиянием усвоения достижений итальянской гуманистической культуры. Италия стала настоящей «школой» европейского гуманизма, сюда устремлялась передовая интеллигенция других стран Европы. Знакомству некоторых стран (особенно Франции) с итальянской гуманистической культурой способствовали Итальянские войны 1494—1559. Культура Возрождение (Ренессанс), распространившаяся к С. от Альп в основном лишь с конца 15 — начала 16 вв. и получившая в разных странах специфический характер, отражала как особенности исторического развития и национальной традиции каждой страны, так и новый этап в развитии европейской истории. Обозначившиеся — уже в общеевропейском масштабе — экономические и социальные сдвиги, связанные с разложением феодализма и возникновением капиталистического уклада (при значительно более прочных в целом позициях феодализма в этих странах, чем в пределах отдельных итальянских городов-государств); воздействие на умы процесса так называемого первоначального накопления, Великих географических открытий; консолидация национальных государств и рост национального самосознания, надежды, возлагавшиеся прогрессивными общественными слоями на укреплявшуюся королевскую власть — в одних странах (Франция, Англия, Испания), задачи борьбы за политическую централизацию — в других (Италия, Германия), наконец, острейшие классовые, национальные, политические, религиозные конфликты (Крестьянская война 1524—1526 в Германии, Нидерландская буржуазная революция 16 в., Религиозные войны во Франции и др.) — всё это оказывало существенное воздействие на ренессансную культуру в 16 в. В ряде стран (особенно в Германии) идеи Возрождение (Ренессанс) развивались в переплетении и в то же время в борьбе с идеями Реформации. Всё это придавало культуре Возрождение (Ренессанс) к С. от Альп более противоречивый характер; здесь слабее, чем в Италии, сказывалось античное влияние, сильнее было воздействие национальных традиций и феодальной культуры, Возрождение (Ренессанс) оказалось более кратковременным.

  Некоторые учёные склоняются к более расширительному применению понятия «Возрождение (Ренессанс)», не ограничивая его территориальными рамками Западной Европы (или даже Италии). Среди востоковедов существует направление, обращающее внимание на ренессансные черты культуры ряда стран Азии, Закавказья в определённые исторические периоды (например, Китая 8—12 вв., стран Закавказья 12—13 вв.) и считающее возможным говорить о Возрождение (Ренессанс) в Китае, Закавказье. Возрождение (Ренессанс) рассматривается, таким образом, как всемирно-историческое явление. Эта проблема остаётся в науке дискуссионной.

  В период Позднего Возрождение (Ренессанс) многие ренессансные идеалы и нормы (получившие своё наиболее полное воплощение в период Высокого Возрождение (Ренессанс) в Италии) значительно трансформировались (в том числе и в самой Италии). В условиях острых классовых столкновений, победы в одних странах феодально-католической реакции, а в других — протестантизма (который, утвердившись, проявил себя столь же нетерпимым к гуманистическому свободомыслию, как и католическая церковь в период контрреформации) наступает кризис ренессансного гуманизма, связанный и с осознанием антигуманистических черт складывавшегося буржуазного общества. Рушится оптимистическая (и утопическая) вера гуманистов в то, что возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека. В культуре Возрождение (Ренессанс), возникшей на народной основе, тесно связанной с народными традициями, по сути своей антифеодальной и антицерковной, усиливаются аристократические тенденции. Кризис гуманистической культуры Возрождение (Ренессанс), её «аристократизация» находят отражение в возникновении (в Италии уже с 20-х гг. 16 в.) маньеризма и родственных ему стилевых направлений. В то же время гуманизм Позднего Возрождение (Ренессанс) в творчестве крупнейших его представителей, таких как У. Шекспир, М. Сервантес, Микеланджело, — обогащается осознанием противоречивости жизни («трагический гуманизм»); появляются мотивы трагической обречённости борьбы против зла; возникает осознание противоречия между личностью и складывавшимся в форме абсолютной монархии национальным государством. В новых условиях на смену культуре Возрождение (Ренессанс) пришли новые направления (см. Барокко, Классицизм).

  Возрождение (Ренессанс) сыграло огромную прогрессивную роль в культурной и идейной жизни европейских стран. В этот период были созданы шедевры мировой культуры, имеющие непреходящую ценность. Непосредственными преемниками многих идей Возрождение (Ренессанс) стали деятели Просвещения 18 в. — идеологи буржуазии, шедшей на прямой революционный штурм феодализма.

  Культура Возрождение (Ренессанс) неотделима от гуманистического мировоззрения, от новой философии. В эпоху Возрождение (Ренессанс) отдельные области науки и культуры ещё не полностью отдифференцировались, и многие философские идеи были сформулированы не философами-профессионалами (таких было немного), а художниками, поэтами, учёными. Всё усиливавшаяся оппозиция схоластике приводит к тому, что философия перестаёт быть «служанкой богословия». Ранее всего разрыв со средневековым мировоззрением проявился в области этики. Иногда (как, например, у Петрарки, родоначальника ренессансного гуманизма) он принимал форму возвращения к идеям позднего стоицизма, чаще — возрождения этики эпикуреизма (Лоренцо Валла, диалог «О наслаждении», 1431, и др.). Новый этап в развитии антисхоластической философии Возрождение (Ренессанс) был связан с ознакомлением гуманистов (прежде всего во Флоренции) с греческим языком и сочинениями греческих философов (в этом большую роль сыграли византийские учёные, особенно Георгий Гемист Плифон), что позволило гуманистам более полно и точно познакомиться с сочинениями Платона, Аристотеля и других античных философов. Особенно велико было влияние в эпоху Возрождение (Ренессанс) идей платонизма и неоплатонизма. Центром их возрождения стал кружок гуманистов во Флоренции (так называемая платоновская Академия, основанная в 1459), а одним из главных пропагандистов — Марсилио Фичино. Исходя из платоновской идеи о «серединном» положении человека (между телесно-материальным и божественно-неземным миром), итальянский гуманист Пико делла Мирандола в «Речи о достоинстве человека» (1487) развивал одну из основных идей гуманизма Возрождение (Ренессанс): человек сам творит свою судьбу, он способен к безграничному совершенствованию своей природы. Философия Платона становилась в эпоху Возрождение (Ренессанс) идейным источником пантеизма, от неё отталкивалась философия Возрождение (Ренессанс) в борьбе со схоластикой и схоластизированным аристотелизмом. Главным центром антисхоластического аристотелизма в Италии 15—16 вв. был Падуанский университет. Представители этого направления, прежде всего итальянский философ П. Помпонацци, внесли крупный вклад в преодоление церковного учения о бессмертии души; защита ими теории «двойственной истины» способствовала высвобождению науки и философии от опеки религии.

  Одно из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождение (Ренессанс) — возникновение натурфилософии (т. е. философии природы), свободной от подчинения теологии. Расцвет натурфилософии Возрождение (Ренессанс) приходится на 16 в. в Италии и Германии (Парацельс, Кардано, Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно), но многие её идеи были выдвинуты уже в 15 в. Николаем Кузанским. Наиболее характерными особенностями натурфилософии эпохи Возрождение (Ренессанс) были: натуралистический пантеизм, в соответствии с которым законы, управляющие миром, истолковывались как внутренние закономерности природы, а бог из внешней сверхъестественной силы становился силой, имманентной природе, растворявшейся в ней; органистический взгляд на мир как на огромный (у Бруно — бесконечный) живой и изменяющийся организм, одушевлённый как в своём целом, так и в частях (гилозоизм); понимание человека («микрокосма») как части природы («макрокосма»); элементы диалектики, выразившиеся в понимании мира как единого целого и в учении о «совпадении противоположностей» (у Николая Кузанского и Дж. Бруно). Стремление дать цельную и универсальную картину мира наталкивалось у мыслителей Возрождение (Ренессанс) на недостаток реальных знаний, которые часто подменялись поэтическими аналогиями, антропоморфическими и мистическими догадками (учение о «мировой душе», «жизненной силе» и т. д.). Неуёмная любознательность побуждала мыслителей Возрождение (Ренессанс) обращаться к мистическому учению Каббалы, к магии и другим «тайным наукам», увлекаться астрологией, алхимией. В легенде о Фаусте, сложившейся в конце эпохи Возрождение (Ренессанс), увековечен тогдашний тип полуучёного-полуфантаста, овеянного авантюрным духом времени. Смешение рациональных представлений с наивной фантастикой отличает мышление Возрождение (Ренессанс) от позднейшего, более систематического и научного по методу.

  Однако эпоха Возрождение (Ренессанс) (особенно 16 в.) отмечена уже крупными научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения. Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример — творчество Леонардо да Винчи — художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии. Великие географические открытия (путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. Открытия, означавшие революционный переворот в науке, были сделаны в середине 16 в. в области астрономии: с гелиоцентрической системы мира великого польского астронома Н. Коперника, подрывавшей самые основы религиозного взгляда на мир, «... начинает своё летосчисление освобождение естествознания от теологии...» (Энгельс Ф., в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 347). Плеяда анатомов Падуанского университета во главе с А. Везалием заложила в 16 в. основы научной анатомии, начав систематические анатомические вскрытия. Испанский учёный М. Сервет близко подошёл к открытию круговорота крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в средние века, создаются новые методы лечения болезней (основатель ятрохимии Парацельс и др.). Ряд открытий был сделан в математике, в частности в алгебре: найдены способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени (итальянские математики Дж. Кардано, С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана современная буквенная символика (французский математик Ф. Виет), введены в употребление десятичные дроби (голландский математик и инженер С. Стевин) и др. Дальнейшее развитие получает механика (Леонардо да Винчи, Стевин и др.). Растет объём знаний и в других областях науки. Так, Великие географические открытия дали огромный запас новых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии; значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела (труды немецкого учёного Г. Агриколы, итальянского учёного Возрождение (Ренессанс) Бирингуччо), и т. д. Первые успехи в развитии естественных наук, ренессансная философская мысль подготовили становление экспериментальной науки и материализма 17—18 вв. Переход от ренессансной науки и философии (с её истолкованием природы как многокачественной, живой и даже одушевлённой) к новому этапу в их развитии — к экспериментально-математическому естествознанию и механистическому материализму — совершился в научной деятельности английского философа Ф. Бэкона, итальянского учёного Г. Галилея.

  Эпоха Возрождение (Ренессанс) отмечена возникновением нового взгляда на человеческое общество и его историю, на государство и право. Крупнейшие политические мыслители 16 в. (Н. Макиавелли, Ж. Боден) порвали с их феодально-теологической трактовкой как божественно-сверхъестественных установлений и стали рассматривать их как результат деятельности самих людей, поставили вопрос о закономерностях исторического развития, Боден подчёркивал влияние естественной среды на формирование общества, Макиавелли считал политическую борьбу и материальный интерес главной движущей силой общественной жизни. В эпоху Возрождение (Ренессанс), когда в ряде европейских стран завершалось формирование национальных централизованных государств, проблемы государства, наилучшей формы государственного устройства, стали играть первостепенную роль в политических теориях. Поиски основ национального объединения, выступления против сепаратизма феодальной знати, засилья папства и католической церкви нашли отражение в произведениях Макиавелли (Италия), У. фон Гутгена (Германия), А. Моджевского (Польша). Во Франции в защиту королевского абсолютизма выступал Боден. Наконец, в эпоху Возрождение (Ренессанс) возникли первые произведения утопического социализма (Т. Мор в Англии, Т. Кампанелла в Италии), в которых получили своё выражение затаённые чаяния народных масс.

  Наиболее характерное отношение гуманистов к религии — скептицизм (или индифферентизм). Большинство гуманистов предпочитало прямо не затрагивать основ христианской религии, не выступало с прямым опровержением церковных догм (некоторые из гуманистов занимали видные посты в иерархии католической церкви, а один из них — Энеа Сильвио Пикколомини стал даже папой римским под именем Пия II). Вместе с тем их светское мировоззрение, их натурфилософские и этические теории порывали с господствующей христианской религиозностью, с её верой в личного надприродного бога-творца. Среди части гуманистов получили распространение характерные для эпохи и смелые в условиях безраздельного господства католицизма идеи необходимости создания новой, синкретической «философской религии» — на основе соединения идей Каббалы, платонизма и христианства (Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, И. Рейхлин). Эразм Роттердамский, один из виднейших гуманистов эпохи Возрождение (Ренессанс), подчёркивал моральную сущность христианства, сконцентрированную в Евангелиях, оставляя в тени или даже подвергая забвению его догматическое содержание, связанное с теологическим умозрением, миром «чудесного» и т. д. Оказав огромное влияние на своих современников, Эразм прокладывал дорогу деизму. Некоторые гуманисты дали образцы обличительной литературы, бичующей пороки и невежество католического духовенства, выступали против светской власти пап (Лоренцо Валла, например, принадлежит разоблачение подложности «Константинова дара»). Применение гуманистами (Рейхлином, Эразмом и др.) исторической критики к текстам Священного писания, их рационалистическая критика средневекового католического миросозерцания в известной мере подготовили Реформацию. Некоторые гуманисты, например Лефевр д"Этапль во Франции, Ф. Меланхтон в Германии, стали видными её деятелями. Однако для гуманистов более характерны идеи веротерпимости или критическое отношение к религии. Некоторые из них, например Б. Деперье, М. Сервет, подвергали резкой критике не только католичество, но и протестантизм (активную полемику с Лютером вёл и Эразм). Среди гуманистов было немало вольнодумцев (Помпонацци, Валла, Деперье); Э. Доле, Дж. Бруно, обвинённые в богохульстве, стали жертвами инквизиции; М. Сервет был сожжён на костре в протестантской Женеве. Ряд гуманистов (Помпонацци, Боден) выдвигал идеи естественного происхождения религии. В целом не столько непосредственные взгляды гуманистов на религию, сколько их светское мировоззрение способствовали тому, что к концу средних веков «духовная диктатура церкви была сломлена» (Энгельс Ф., там же, с. 346). В то же время многие гуманисты, будучи носителями раннебуржуазного мировоззрения, принимали как политическую необходимость «исторические» «положительные» религии в качестве духовной узды для народных масс. В этом они предвосхищали многих буржуазных философов 17 в., а также буржуазных просветителей 18 в.

  В рамках нового мировоззрения с 15 в. начала развиваться и гуманистическая историография (Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Флавио Бьондо, Макиавелли, Ф. Гвиччардини и др. — в Италии, Я. Вимфелинг, Авентин, Беат Ренан, Себастьян Франк — в Германии, Полидор Вергилий, У. Кемден — в Англии, Матвей из Янова — в Польше и др.). Важнейшими её достижениями были: секуляризация исторической мысли (история отрывается от богословия и становится светской отраслью знания) и начатое гуманистами систематическое применение исторической критики источников. Историки — в соответствии с новым взглядом на человеческое общество — стремятся обнаружить естественные причины исторических событий, отвергая их объяснение вмешательством «потусторонних сил» и ища их в сознательной деятельности выдающихся личностей — правителей, полководцев и т. д. Однако дальше такого прагматического взгляда на историю и попыток обнаружить рациональные мотивы, которыми руководствовались политические деятели, историки-гуманисты, за редким исключением (Макиавелли), не пошли. Критика исторических источников (связанная и с успехами филологии) становилась в руках гуманистов мощным оружием преодоления концепций и представлений, выработанных феодальной историографией. С обострением чувства национального самосознания, патриотизма связано появление работ, посвящённых истории родной страны, города. Освобождая историю от груза церковно-феодальных представлений, гуманисты отвергли богословскую периодизацию истории, обратили внимание на качественное различие между античностью и средними веками. Со времени Возрождение (Ренессанс) возникает (начиная с Ф. Бьондо) деление истории на древнюю, средневековую и новую. При этом для гуманистов было характерно — при восторженном преклонении перед античностью — резко отрицательное отношение к средневековью (здесь они выступают прямыми предшественниками историков эпохи Просвещения).

  Обострённый интерес гуманистов к античности, критическое отношение к средневековой и церковной традиции, бурный процесс становления национальных языков — всё это способствовало исключительному вниманию гуманистов к филологии. Почти все гуманисты были видными филологами, знание классической латыни и умение писать на ней считались необходимым атрибутом образованного гуманиста; высоко ценились красоты стиля (обычно в подражание древним образцам, особенно Цицерону), риторика. Гуманисты (особенно итальянские), пользуясь приёмами филологической критики, восстанавливали подлинные античные тексты, открывали правила синтаксиса, орфографии и метрики классической латыни. Наряду с «возрождением» классической латыни, пришедшей в сочинениях гуманистов на смену варварской латыни средневековья, гуманисты занялись изучением древнегреческого, древнееврейского и других древних языков. Крупнейшими филологами эпохи Возрождение (Ренессанс) были: Лоренцо Валла — самый блестящий знаток классической латыни в 15 в., Пико делла Мирандола и многие другие итальянские гуманисты; вне Италии — Гийом Бюде, крупнейший знаток греческого языка во Франции, основатель (1530) «Коллежа трех языков» (будущий Коллеж де Франс), И. Рейхлин — в Германии, Эразм Роттердамский и др.

  Характерные черты гуманистического мировоззрения эпохи Возрождение (Ренессанс) нашли отражение и во взглядах гуманистов на воспитание, а также в педагогической практике лучших учебных заведений. Гуманисты (Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень) подвергли бичующей критике всю средневековую схоластическую систему образования и противопоставили ей воспитание, развивающее человека умственно и физически, приучающее к самостоятельному мышлению, формирующее высокие нравственные качества — в духе гуманистической морали. Они считали необходимым изучать в школах не только латынь, но и греческий язык, античную художественную литературу и мифологию, а также предметы, вооружающие нужными в практической жизни знаниями, умениями и навыками, — математику, историю, элементы природоведения. Возвращаясь к античному идеалу гармонически развитого человека, педагоги эпохи Возрождение (Ренессанс) заботились и о физическом развитии детей (отводя при этом большое место играм), выступали против телесных наказаний. Эти идеи содержались в сочинениях итальянских гуманистов П. Верджерио, Л. Бруни, М. Веджио, англичанина Р. Ашама, французских гуманистов Рабле, Монтеня, у Эразма Роттердамского и др. Дальше пошли в своих педагогических идеалах социалисты-утописты (Мор и Кампанелла), выдвинувшие идеи общественного воспитания и обучения, всеобщего обучения (на родном языке), равенства образования для мужчин и женщин, соединения обучения с трудом и др. Крупнейшим педагогом-практиком эпохи Возрождение (Ренессанс) был итальянский гуманист Витторино да Фельтре, попытавшийся осуществить педагогические гуманистические идеи в организованной им в 1424 школе, получившей название «Дом радости». Однако школа Витторино да Фельтре и некоторые другие были исключением (школы 15—16 вв. продолжали оставаться, как правило, типично средневековыми). К тому же и в самих гуманистических школах к 16 в. основным содержанием обучения всё более становились формалистическое изучение грамматики и подражание стилю Цицерона («цицеронианство»). В Германии гуманистические педагогические идеи были приспособлены в 16 в. к интересам протестантизма (реорганизация школьного и университетского образования Ф. Меланхтоном), стремление к распространению через школу реальных знаний чувствовалось здесь значительно слабее, чем в Италии и Франции. Педагогические идеи эпохи Возрождение (Ренессанс) оказали сильное влияние на последующее развитие теории и практики воспитания и обучения.

  Литература Возрождение (Ренессанс) неотделима от ренессансного мировоззрения в целом с его идеалом гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Художественная мысль Возрождение (Ренессанс), как и его философия, тяготеет к «совпадению противоположностей», рациональные начала сливаются в ней с поэтической фантастикой (нередко фольклорного происхождения), особенно как формой выражения «живого духа» целого. Две традиции — народной поэзии и книжной античной учёности — органически сочетаются в наиболее значительных художественных памятниках эпохи, особенно в «Гаргантюа и Пантагрюэле» (1535—1556) Рабле — подлинной энциклопедии (в форме лубочного гротеска) идей гуманизма Возрождение (Ренессанс); в «Дон Кихоте» (1605—55) М. Сервантеса и в драмах У. Шекспира. В сюжетах новелл Возрождение (Ренессанс), начиная с «Декамерона» (1350—53) Дж. Боккаччо, устные народные рассказы идейно и стилистически облагорожены в тоне античной прозы. Итальянская фантастическая поэма вырастает из традиции уличных певцов, пропущенной сквозь призму образов и композиции поэм Гомера и Вергилия. Мифологизация природы в поэзии П. Ронсара и Шекспира внутренне родственна языческому чувству природы в фольклоре (ещё не являясь только условным «украшением», как позднее в классицизме). Через всю литературу Возрождение (Ренессанс) проходит образ шута, в «мудром безумии» которого сходятся народный здравый смысл и просвещённое свободомыслие.

  Основные этапы и жанры литературы Возрождение (Ренессанс) связаны с эволюцией гуманистических концепций в периоды Раннего, Высокого и Позднего Возрождение (Ренессанс) Для литературы Раннего Возрождение (Ренессанс) характерна новелла, особенно комическая (Боккаччо, Ф. Саккетти, Т. Гуардати, Маргарита


Статья про слово "Возрождение (Ренессанс)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 52538 раз


Интересное