Вышивка

Определение "Вышивка" в Большой Советской Энциклопедии


Венгерская узорная вышивка
Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т.п. Для шитых аппликаций (разновидность Вышивка, часто с рельефным швом) используются ткани, мех, войлок, кожа. Вышивка применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно. Бесконечно разнообразны виды швов: для «глухой» Вышивка, т. е. по целой ткани, характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и др.; для «строчки», т. е. Вышивка по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями, — мережка, «перевить», настил, гипюр и др. Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать Вышивка от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых («кружевных») до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной Вышивка (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок — «свободной» Вышивка (по нанесённому заранее контуру). Главные выразительные средства Вышивка как вида искусства: выявление эстетических свойств материала (переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость и матовость шерсти и т.д.); использование свойства линий и цветовых пятен узора Вышивка дополнительно воздействовать ритмически чёткой или прихотливо-свободной игрой швов; эффекты, извлекаемые из сочетания узора и изображения с фоном (тканью или другой основой), близким или контрастным Вышивка по фактуре и цвету.



Вышивка (Венеция)
Возникновение Вышивка относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных. Усовершенствование её техники обусловлено переходом от каменного и костяного шила к костяной игле, затем — к бронзовой и позднее — к стальной, а также развитием прядения, ткачества, красильного дела и т.д. Её эволюция прослеживается по изображениям Вышивка в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки, по литературным источникам, а также по сохранившимся образцам Вышивка разных времён и народов. Сложившиеся в давние века у отдельных народностей и этнических групп традиции узорной Вышивка (с характерными для них местными композиционными и техническими приёмами, орнаментальными и изобразительными мотивами, цветовым строем и т.д.) дольше всего сохраняются и развиваются в украшении бытовых предметов и в особенности одежды, удерживаясь в ряде стран до наших дней в народном творчестве. Эти традиции проступают и в узорной Вышивка для верхушечных слоёв общества (например, в шитье испанского придворного костюма 16 в.), более подверженной воздействию общей стилевой эволюции искусства. Теснее связана с развитием современного ей изобразительного искусства сюжетная Вышивка Яркими её образцами являются и самые ранние из сохранившихся Вышивка — седельные покрышки с типичными для скифо-сибирского «звериного стиля» фигурами животных (Вышивка из Пазырыкских курганов, 5—3 вв. до н. э., и из могильника Ноин-Ула, 1 в. до н. э. — 1 в. н. э., все — в Эрмитаже, Ленинград), и расшитые стилизованными фигурами человека-ягуара древнеперуанские мантии из некрополя в Паракасе (1-е вв. н. э., Национальный музей антропологии и археологии, Лима). Традиционные для Китая вышитые панно, в особенности известные с 14 в. «сюхуа» («живопись иглой»), стилистически близки к китайской пейзажной живописи тушью на шёлке. Древнерусская сюжетная Вышивка (шитьё) на церковных облачениях, покрывалах и пр. в ранних образцах (сохранились с 12 в.) связана с византийской иконописной традицией и отличается идущей от Византии тягой к богатой цветовой игре естественного материала (шёлк фона, золотые нити, жемчуг). Для шитья 14—17 вв. характерны свойственные русской иконе выразительность общего силуэта фигур (нередко усиленная контурной линией из жемчуга) и чистота изысканных цветовых сочетаний. Присущие романской миниатюре плоскостность и подчёркнутая экспрессия контура своеобразно преломились в вышитом фризе — так называемом ковре из Байё (около 1080, Музей королевы Матильды, Байё), на котором с наивной непосредственностью сплошными рядами размещены изображения эпизодов из истории завоевания Англии норманнами. Полихромная готическая Вышивка с применением золотых нитей и жемчуга соединила в себе идущую от эмали яркость, стрельчатые обрамления отдельных фигур и сцен, сближающие Вышивка с витражом, и распространённый в миниатюре приём объединения сцен в повествовательные циклы. Ажурной монохромностью фасада готического собора навеяна Вышивка «белым по белому», появившаяся в 13—14 вв. в Германии и в Англии (известна под названием opus anglicum). Она достигла в 15—16 вв. высшего расцвета в венецианском кружеве (вид Вышивка крючком). В эпоху Возрождения Вышивка отличается высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Картоны для Вышивка выполняют видные живописцы (Перуджино, Боттичелли и др.). Во Фландрии появляются вышитые алтарные пелены с заключёнными в широкие орнаментальные полосы самостоятельными многофигурными композициями. Вышивка сближается с алтарным образом, со станковой картиной. В эпоху барокко и раннего классицизма сюжетная Вышивка всё чаще имитирует шпалеры или гротесковые (см. Гротеск) настенные росписи дворцов, и, хотя в этот период создаются такие первоклассные ансамбли Вышивка, как отделка стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), Вышивка постепенно деградирует, становясь к середине 19 в. главным образом средством воспроизведения популярных картин.


Вышивка. Гумилевская М. Н. Полотенце
Достижения сюжетной Вышивка быстро усваивались и перерабатывались в узорной Вышивка (шитьё парадных костюмов, особенно сложное и изысканное в 17—18 вв.). В преображённом виде новые приёмы выступали как органический элемент народной Вышивка, которая вбирала в себя из нового лишь то, что было созвучно её традициям и поддавалось переработке в близком им духе. Так, в Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Дании характерные для народного искусства этих стран узоры стали с 18 в. вышиваться на одежде крестьян гладью «белым по белому», а в скандинавских странах, кроме того, в технике, навеянной английским церковным шитьём 16 в. и сочетавшей шерсть, шёлк, золотые и серебряные нити. Приёмы древнерусского шитья 15—17 вв. золотом и жемчугом на церковных облачениях начинают с 18 в. применяться в Вышивка на праздничном наряде русских крестьянок. Относительное постоянство основного набора мотивов в народной Вышивка не исключало появления в ней новых сюжетов, подсказанных жизнью, и орнаментов, идущих из придворного или религиозного искусства, Но эти новые мотивы довольно скоро трансформировались трактовкой, присущей народному искусству той или иной страны, и органически включались в традиционные композиции. В народной Вышивка, обычно ограничивавшейся вначале 1—2 цветами нитей, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего народная Вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в большинстве районов России в народной Вышивка 18 и 19 вв. (преимущественно счётной) доминирует огненно-яркий красный цвет с вкраплениями синего и черного — в смоленской Вышивка, в сочетании с белым и синим — в тульской, с зеленым — в калужской, с черным — в тамбовской, с многоцветным дополнением — в каргопольской. В ней наряду с мотивами, восходящими к древним славянским культам (ромб — символ Солнца в Вышивка центральных районов, 3-частные геральдические сцены с матерью-богиней или древом жизни посредине — в Вышивка северных районов), уже в начале 19 в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей и включаемые на С. в симметричные 3-частные композиции, а в центральных районах — в ряды 3-полосных фризов. В вологодских Вышивка часто встречаются цветы тюльпана и граната, листья аканта, идущие от тканей 17 в., сцены гулянья, поездок в карете, навеянные лубком; нередко они сочетаются со своеобразно трактованными барочными раковинами и рокайльными завитками; счётная Вышивка постепенно сменяется «свободным» тамбурным швом. В Вышивка южных районов (главным образом в воронежской) со 2-й половины 19 в господствует яркая полихромия; плотное, «ковровое» шитьё поражает тонкой цветовой гармонией и энергией ритмических ударов чёрного. Ряд народных вышивных промыслов возник во 2-й половине 19 в. в результате закрытия монастырских и помещичьих мастерских (мстёрское шитьё белой гладью, торжковское золотое шитьё и др.). Бывшие крепостные мастерицы, усвоившие приёмы и пластический строй Вышивка для верхних слоёв общества, при работе на рынок «от себя» постепенно сближают свои изделия по характеру и духу с народной Вышивка Фигурные композиции приобретают обобщенность и ритмическую строгость симметричных построений, орнамент — плоскостно-силуэтную трактовку.


Вышивка. «Деисус»
С развитием фабричного производства во 2-й половине 19 в. народная Вышивка в промышленно развитых странах переживает упадок. Не выдерживая конкуренции с машинной Вышивка, она постепенно лишается своих художественных традиций и вырождается в подражание фабричным образцам. Новую жизнь народная Вышивка обрела в СССР и в странах, идущих по социалистическому пути развития, где поддерживаются действующие и возрождаются угасавшие её центры как средоточие высокого мастерства и художественного вкуса, где к работе с объединёнными в производственные комбинаты мастерами привлекаются обученные в вузах художники. Возрождение народной Вышивка благотворно сказалось и на художественном качестве машинной Вышивка, например саратовской, в которой осваиваются мотивы белой строчки посёлка Крестцы (Новгородская область), Вышивка Ивановской и Горьковской областей, гладьевой Вышивка Мстёры. В свою очередь в народной Вышивка всё чаще встречается сочетание ручных и машинных приёмов работы. Этот процесс взаимовлияния и сближения народной и фабричной Вышивка характерен и для других советских республик, а также для некоторых социалистических стран (ГДР, Венгрия, Польша, Чехословакия).
Вышивка является также одним из самых распространённых и популярных видов самодеятельного искусства и домашнего рукоделия.


Вышивка. Дмитриева-Шульпина Т. М. Коврик
  Лит.: Фалеева Вышивка А., Русская народная вышивка [в. 1]. Древнейший тип, Л., 1949; Работнова И. П., Яковлева Вышивка Я., Русская народная вышивка, М., 1957; Верховская А. С., Западноевропейская вышивка XII—XIX веков в Эрмитаже, Л., 1961; Русское декоративное искусство, т. 1, М., 1962, с. 461—480 (библ. на c. 493); Dillmont T. de, Encyclopedia of needlework, Mulhouse (Alsace), 1890; Schuette М., Müller-Christensen S., A pictorial history of embroidery, N. Y., 1964.
  И. М. Глозман.



Вышивка. Драпировка (Венеция)
Вышивка. Древнеперуанская мантия
Вышивка (Китай)
Вышивка. Ковер из Байе
Вышивка. Полотенце
Вышивка. Полотенце
Вышивка. Полотенце из Новгородской губернии
Вышивка. Седельная покрышка из Пазырыкского кургана
Индийская узорная вышивка
Испанская узорная вышивка
Латышская узорная вышивка
Русская узорная вышивка
Турецкая узорная вышивка
Узбекская узорная вышивка
Украинская узорная вышивка
Чилийская узорная вышивка
Швы для «глухой» вышивки
Швы для «строчной» вышивки
Эфиопская узорная вышивка

"БСЭ" >> "В" >> "ВЫ" >> "ВЫШ"

Статья про "Вышивка" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 580 раз
Креветки с газировкой
Креветки с газировкой

TOP 20