Пазырыкские курганы, группа больших курганов в урочище Пазырык, на правом берегу р. Большой Улаган на территории Улаганского района Горно-Алтайской АО. Представляют собой могилы родовых или племенных вождей, сооруженные в основном в 5-4 вв. до н. э. (по мнению др. исследователей, в 3 в. до н. э.). Исследовались в 1929 (М. П. Грязнов и С. И. Руденко) и 1947-49 (С. И. Руденко). В Пазырыкские курганы были открыты прямоугольные ямы глубиной до 4 м и площадью около 50 м2, в которых стояли погребальные камеры (бревенчатые срубы) высотой до 2 м, с полом, двойными стенами и потолками, покрытыми берёстой, кустарником и, до краев ямы, - накатом из брёвен. Затем был насыпан небольшой земляной холм, а сверху - мощный слой дикого камня. Вследствие значительной высоты урочища Пазырык, особенностей климата и конструкции курганов вскоре после их сооружения под ними образовалась многолетняя мерзлота, обеспечившая хорошую сохранность всего положенного в могилу, в частности бальзамированных погребённых (на одном обнаружена татуировка) в колодах-саркофагах, трупов лошадей, захороненных на накате к С. от могильной ямы, вне погребальной камеры. Хорошо сохранились изделия из дерева, тканей, войлока, меха и кожи - предметы одежды, домашнего обихода, средства передвижения и др. Находки дают полное представление о физическом типе и культуре погребённых. Многочисленны произведения искусства, выполненные в своеобразном зверином стиле, и принадлежности конской сбруи. Интересны древнейший из известных художественно выполненный переднеазиатский ворсовый ковёр, а также тончайшей работы шерстяные переднеазиатские ткани и вышитая китайская шёлковая ткань. Эти находки свидетельствуют о широких культурных связях древнего населения Алтая.
Лит.: Руденко С. И., Горноалтайские находки и скифы, М.- Л., 1952; его же, Культура населения Горного Алтая в скифское время, М.- Л., 1953; его же, Культура населения Центрального Алтая в скифское время, М.- Л., 1960; Киселев С. В., Древняя история Южной Сибири, М., 1951.