БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Голубкина Анна Семеновна

Значение слова "Голубкина Анна Семеновна" в Большой Советской Энциклопедии


Голубкина Анна Семеновна [16(28).1.1864, Зарайск, ныне Московской области — 7.9.1927, там же], советский скульптор. Училась в Москве у С. М. Волнухина (1889—90) и в училище живописи, ваяния и зодчества
А. С. Голубкина.
(1891—94) у С. И. Иванова, а также в Петербургской АХ (1894) у В. А. Беклемишева. Неоднократно посещала Париж, где занималась в академии Коларосси (1895—96), работала в собственной мастерской (1897—98); пользовалась советами О. Родена. Жила главным образом в Москве. Преподавала на Пречистенских рабочих курсах (1913—16) и в Свободных художественных мастерских — Вхутемасе (1918—1922). Участница революционного движения (Г. хранила и распространяла нелегальную литературу, в 1905 организовала явочную квартиру и госпиталь для раненых дружинников). Г. первой из русских скульпторов создала портрет К. Маркса (гипс, 1905, Третьяковская галерея) и обратилась к теме пролетариата, стремясь в обобщённых, порой поднимающихся до значения символа образах передать пробуждение рабочих масс, их могучий дух в борьбе за социальную справедливость («Железный», 1897, «Идущий», 1903, «Сидящий», 1912, — все гипс, Русский музей, Ленинград; «Раб», дерево, 1909, там же; «Рабочий», гипс, 1909, Третьяковская галерея). В декоративных и станковых композициях Г. социальные мотивы и драматизм содержания порой сочетаются с отвлечённой символикой в духе стиля «модерн» [горельефы «Пловец» («Волна»; гипс, 1901, на фасаде МХАТа) и «Вдали музыка и огни» (мрамор, 1910, Русский музей)]. Наиболее значительны выполненные Г. портреты, отличающиеся острым психологизмом, одухотворённостью и внутренней экспрессией — воплощение внешнего облика и сложного, противоречивого духовного мира человека начала 20 в. (портреты: Андрея Белого, гипс, 1907, Е. П. Носовой, мрамор, 1912, Т. А. Ивановой, гипс, 1925, — все Русский музей; А. Н. Толстого, дерево, 1911, А. М. Ремезова, дерево, 1911, — оба Третьяковская галерея; В. Г. Черткова, дерево, 1926, Музей Л. Н. Толстого, Москва). Импрессионистическая (см. Импрессионизм) текучесть форм, богатство светотеневых контрастов, особенно характерные для ранних произведений Г., сосуществуют в её творчестве с поисками большей конструктивности и пластической ясности форм.

 

  Соч.: Несколько слов о ремесле скульптора, М., 1923, переизд., [М.]. 1963.

 

  Лит.: А. С. Голубкина. Юбилейная выставка. Каталог, М., 1964; Лукьянов С., Жизнь А. С. Голубкиной, М., 1969.

  И. М. Шмидт.

 

А. С. Голубкина.
А. С. Голубкина.


А. С. Голубкина. «Карл Маркс». Гипс. 1905. Третьяковская галерея. Москва.
А. С. Голубкина. «Карл Маркс». Гипс. 1905. Третьяковская галерея. Москва.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Голубкина Анна Семеновна"

Голубицкий Павел Михайлович | Буква "Г" | В начало | Буквосочетание "ГО" | Александрович Андрей Иванович


Статья про слово "Голубкина Анна Семеновна" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 2354 раз


Интересное