Аллегория

Определение "Аллегория" в Большой Советской Энциклопедии


Веронезе Паоло. Аллегория «Слава венчает Достоинство»
Аллегория (греч. allēgoría - иносказание), условное изображение в искусстве отвлечённых идей, которые не ассимилируются в художественном образе, а сохраняют свою самостоятельность и остаются внешними по отношению к нему. Связь между образом и значением устанавливается в Аллегория по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т. п.). В противоположность многозначности символа смысл Аллегория характеризуется однозначной постоянной определённостью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь путём истолкования содержащихся в образе явных или скрытых намёков и указаний, т. е. путём подведения образа под какое-либо понятие (религиозные догматы, моральные, философские, научные идеи и т. п.). Поскольку в художественном образе всеобщее и особенное нераздельно переплетены друг с другом, Аллегория не может исчерпывать содержания образа, даже будучи существенным и необходимым его компонентом.


Термин «Аллегория» впервые встречается в трактатах об ораторском искусстве Псевдо-Лонгина и Цицерона. Средневековая эстетика видела в Аллегория одно из четырёх значений, которыми обладает произведение искусства: аллегорическое значение наряду с грамматическим (буквальным), моральным и анагогическим (воспитательным). Как специфическая форма художественного образа Аллегория была подробно рассмотрена в немецкой эстетике 18 - начале 19 вв. (Винкельман, Гёте, Шеллинг, Гегель, Зольгер, Шопенгауэр и др.).


В литературе многие аллегорические образы взяты из мифологии и фольклора. На Аллегория строятся басня, моралите, притча, а также многие произведения средневековой восточной поэзии; встречается и в др. жанрах («Три ключа» Аллегория С. Пушкина, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина). В середине 19 в. понятие Аллегория сужается до художественного приёма. См. Троп.



В изобразительном искусстве Аллегория (фигуры с постоянными атрибутами, фигурные группы и композиции, олицетворяющие какие-либо понятия) составляет особый жанр, черты которого заметны уже в античных мифологических изображениях. Аллегория добродетелей, пороков и т. д., распространённые в средние века, наполняются гуманистическим содержанием в эпоху Возрождения. Особенно сложными и изощрёнными становятся Аллегория в искусстве маньеризма, барокко и рококо. Классицизм и академизм рассматривали Аллегория как часть «высокого» исторического жанра. В современном искусстве Аллегория уступает место более развитым в образно-психологическом отношении символическим образам (см. Символ).
 


  Лит.: Лосев Аллегория Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965, с. 237 - 57; Sgrensen В. Аллегория, Symbol und Symbolismus in den asthetischen Theorien des XVIII. Jahrhunderts und der deutschen Romantik, Kbh., 1963.



"БСЭ" >> "А" >> "АЛ" >> "АЛЛ"

Статья про "Аллегория" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 686 раз
Коптим скумбрию в коробке
Бургер двойного помола

TOP 20