Добужинский Мстислав Валерианович

Определение "Добужинский Мстислав Валерианович" в Большой Советской Энциклопедии


Добужинский М. В. Эскиз декорации к спектаклю «Николай Ставрогин»
Добужинский Мстислав Валерианович [2(14).8.1875, Новгород, — 20.11.1957, Нью-Йорк], русский художник. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1885—87), в Мюнхене (1899—1901) — в школе А. Ажбе и у Ш. Холлоши. Член объединения «Мир искусства». В начале творческого пути (1902—05) испытал влияние югендстиля, А. Н. Бенуа и К. А. Сомова. В 1905 сотрудничал в сатирическом журнале «Жупел», где были опубликованы его рисунки, обличающие самодержавие («Октябрьская идиллия»). В дореволюционный период работал главным образом в области станковой и книжной графики (в том числе оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), а также писал исторические картины («Пётр Великий в Голландии», эскиз 1910 в Третьяковской галерее) и оформлял театральные спектакли («Месяц в деревне» Тургенева, 1909, «Николай Ставрогин» по Достоевскому, 1913, — оба в МХТ; с 1914 — спектакли антрепризы С. П. Дягилева). Наряду с ретроспективными архитектурными пейзажами в творчестве Д. большое место занимает тема современного индустриального города, который в его произведениях порой приобретает фантастически одушевлённый облик и черты трагического гротеска («Старый домик», гуашь, графитный карандаш, 1905, «Человек в очках», уголь, акварель, белила, 1905—06, «Окно парикмахерской», акварель, гуашь, уголь, 1906, — все в Третьяковской галерее). Из работ советского времени наиболее значительны иллюстрации (к «Свинопасу» Андерсена, изд. в 1922, «Белым ночам» Достоевского, изд. в 1923, «Трём толстякам» Олеши, изд. в 1928, и др.). В произведениях Д. наиболее полно проявилась характерная для художников объединения «Мир искусства» система оформления и иллюстрирования книги с её стилизаторскими тенденциями. Книжная графика Д. отличается точным соответствием структуре книги и эмоциональному строю литературного произведения, изяществом и конструктивной ясностью рисунка, а с конца 1910-х гг. и повышенной экспрессией линий и пятен. Преподавал в Петербурге в частных художественных школах, в советское время профессор (с 1922) АХ в Петрограде. С 1925 Д. жил в Литве (в 1929—39 в Каунасе, где преподавал в Художественной школе), а с 1939 — в Англии и США, работая главным образом над оформлением театральных спектаклей.



Добужинский М. В. «Двор»
Лит.: Маковский С., Нотгафт Ф., Графика М. В. Добужинского, Л., 1924; Гусарова А., Книжная графика М. В. Добужинского, в сб.: Очерки по русскому и советскому искусству, М., 1965; История русского искусства, т. 10, кн. 1, М., 1968, с. 431—43, кн. 2, М., 1969, с. 194—99; Mstislavas Dobužinskis. Teatro dekoraciju, kostiumu, eskizu paroda. Katalogas, Vilnius, 1963 (на литов. и рус. языке); Mstislav V. Dobujinsky. 1875—1957. Memorial exhibition, L., 1959.
  В. М. Петюшенко.


Добужинский М. В. Илл. к повести «Белые ночи»
Добужинский М. В. «Львиный мост в Петрограде»
Добужинский М. В. Обложка к повести «Тупейный художник»
Добужинский М. В. Обложка к сказке «Бармалей»
Добужинский М. В. «Окно парикмахерской»
Добужинский М. В. «Октябрьская идиллия»
Добужинский М. В. «Человек в очках»
Добужинский М. В. Эскиз костюма хана Кончака

"БСЭ" >> "Д" >> "ДО" >> "ДОБ"

Статья про "Добужинский Мстислав Валерианович" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 465 раз
Бургер двойного помола
Семга на горелке

TOP 20