Канон (музык.)

Определение "Канон (музык.)" в Большой Советской Энциклопедии


Канон, форма многоголосной музыки, основанная на проведении во всех голосах одной и той же мелодии, которая в каждом последующем голосе вступает ещё до того, как она закончилась в предыдущем (принцип строгой имитации). Наиболее распространены 2- и 3-голосные Канон (музык.), однако встречаются и Канон (музык.) на 4-5 голосов. Мелодия в Канон (музык.) может начинаться в каждом последующем голосе с того же звука или со звука, отстоящего от него на любой интервал. Существуют виды Канон (музык.), в которых мелодия в последующих голосах проходит с увеличением или уменьшением всех длительностей, в ином метрическом оформлении, в обращении (меняется направление интервалов), в противодвижении (от последнего звука к первому) и т.п. Встречаются т. н. двойной Канон (музык.), в котором имитируются 2 одновременно звучащие мелодии-темы; бесконечный Канон (музык.), где окончание подводится к началу таким образом, что он может повторяться любое число раз. В загадочном Канон (музык.) выписана только мелодия, и условия её имитирования должен установить исполнитель. Канон (музык.) возник около 12 в. и особенно широко использовался с 14 в. в эпоху господства полифонии; в 15 в. на канонической основе часто строились крупные произведения культовой музыки (каноническая месса). В последующее время Канон (музык.) чаще применяется как элемент др. формы (например, фуги). Высочайшего развития Канон (музык.) достиг в творчестве И. С. Баха. Замечательные образцы Канон (музык.) принадлежат и русским композиторам (квартет «Какое чудное мгновенье» из 1-го действия «Руслана и Людмилы» Глинки, дуэт «Враги» из 2-й картины 2-го действия «Евгения Онегина» Чайковского и др.).
Лит.: Танеев С., Учение о каноне, М., 1929; Богатырев С., Двойной канон, М. - Л., 1947.
  Т. Ф. Мюллер.





"БСЭ" >> "К" >> "КА" >> "КАН" >> "КАНО"

Статья про "Канон (музык.)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 548 раз
Коптим скумбрию в коробке
Крабы в кокосовом молоке

TOP 20