Концерт (муз. произведение)

Определение "Концерт (муз. произведение)" в Большой Советской Энциклопедии


Концерт (нем. Konzert, от итал. concerto — концерт, гармония, согласие, от лат. concerto — состязаюсь), музыкальное произведение, в котором меньшая часть участвующих инструментов или голосов противостоит большей их части или всему ансамблю, выделяясь за счёт тематической рельефности музыкального материала, красочности звучания, использования всех возможностей инструментов или голосов. Наиболее распространены Концерт (муз. произведение) для одного солирующего инструмента с оркестром, реже встречаются Концерт (муз. произведение) для 2—4 инструментов с оркестром. Особые разновидности составляют кончерто гроссо, концертная симфония (см. Симфония), Концерт (муз. произведение) для одного инструмента (без оркестра), Концерт (муз. произведение) для голоса (голосов) с оркестром, для хора а капелла. Типические черты Концерт (муз. произведение) — блестящий, виртуозный характер сольной партии, состязание солиста с оркестром. Вокально-инструментальный Концерт (муз. произведение) полифонического склада возник в Италии на рубеже 16—17 вв. Первые образцы инструментального Концерт (муз. произведение) появились в Италии же в конце 17 в.; в 18 в. важный вклад в его формирование внесли А. Вивальди и И. С. Бах. Классический тип инструментального Концерт (муз. произведение) сложился в творчестве И. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена. Он представляет собой 3-частный цикл, в котором, в отличие от обычного сонатно-симфонического цикла, отсутствует скерцо (менуэт). В 1-й части применяется т. н. двойная экспозиция — сначала темы проводятся в оркестре, затем у солиста с участием оркестра. После репризы 1-й части (иногда и 3-й части) имеется виртуозная сольная каденция. Бетховен в своих Концерт (муз. произведение) сочетает виртуозный характер сольной партии, глубокую содержательность музыки и подлинную симфоничность развития в Концерт (муз. произведение) для фортепиано с оркестром, Концерт (муз. произведение) для скрипки с оркестром, «тройной» Концерт (муз. произведение) для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром). Позднее обозначились две разновидности Концерт (муз. произведение) — «виртуозный», в котором господствует инструментальное «концертирование», и «симфонизированный» с преобладанием симфонического типа развития. В 19— 20 вв. наряду с 3-частными создавались и 2-, 4- и 5-частные, а также 1-частные Концерт (муз. произведение) — малой формы (концертштюк, концертино) и более развитый, подобный симфонической поэме (создан Ф. Листом, автором 2 Концерт (муз. произведение) для фортепиано с оркестром). Яркие образцы фортепиано концерта принадлежат Р. Шуману, Ф. Шопену, И. Брамсу, Э. Григу, скрипичного — Н. Паганини, Ф. Мендельсону, И. Брамсу, виолончельного — А. Дворжаку. Существуют Концерт (муз. произведение) для флейты, гобоя, кларнета, валторны и др. инструментов с оркестром. Выдающиеся произведения в жанре Концерт (муз. произведение) создали русские композиторы П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов. Всеобщее признание получил ряд Концерт (муз. произведение) советских композиторов — С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Д. Д. Шостаковича, Р. М. Глиэра и др. Советские композиторы заложили основы новых разновидностей Концерт (муз. произведение), создав ряд Концерт (муз. произведение) для народных инструментов (балалайки, домры и др.) с оркестром.



Лит.: Орлов Г. А., Советский фортепианный концерт, Л., 1954; Хохлов Ю., Советский скрипичный концерт, М., 1956; Раабен Л., Советский инструментальный концерт, Л., 1967; Sobering A., Geschichte des Instrumentalkonzerts bis auf die Gegenwart, 2. Aufl., Lpz., 1927.
  Л. Н. Раабен.



"БСЭ" >> "К" >> "КО" >> "КОН" >> "КОНЦ"

Статья про "Концерт (муз. произведение)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 488 раз
Ананасы на гриле
Ананасы на гриле

TOP 20