Костюм

Определение "Костюм" в Большой Советской Энциклопедии


Костюм (франц. costume, от итал. costume, буквально — обычай), в театре один из важных компонентов оформления спектакля — одежда, обувь, головные уборы, украшения и др. предметы, которые используются актёром для характеристики сценического образа, создаваемого им на основе общего режиссёрского замысла; необходимое дополнение к костюму — грим и причёска. Костюм — самостоятельная область творчества театрального художника, воплощающего в нём мир образов — остросоциальных, сатирических, гротесковых, трагических, сказочных и др.


Костюм существовал уже в древних играх и обрядах, античном и средневековом театре, классическом театре Востока. В ранних видах театра и в последующее время Костюм, как правило, либо носил условный характер, либо повторял современную одежду соответствующего времени. Мольер при постановке своих пьес использовал современные Костюм людей различных сословий. К исторической точности Костюм стремился Вольтер, которого поддерживала актриса Клерон.


Костюм для Ф. Ж. Тальма выполнялись по эскизам художника Ж. Л. Давида. Значительное влияние на развитие Костюм оказала во 2-й половине 19 в. деятельность немецкого Мейнингенского театра. Огромная заслуга в деле создания Костюм, точно соответствующего эпохе и среде, изображенным в пьесе, характеру сценического героя, принадлежит Московскому Художественному театру.


К театрально-декорационному искусству, в том числе к Костюм, обращались крупнейшие русские художники В. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Костюм А. Коровин, М. А. Врубель, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, И. Л. Билибин, Б. М. Кустодиев. Среди выдающихся мастеров Костюм в советском театре — Н. П. Акимов, П. В. Вильямс, С. Б. Вирсаладзе, Б. И. Волков, В. В. Дмитриев, Е. Е. Лансере, В. Ф. Рындин, Ф. Ф. Федоровский и др. Крупнейшие современные мастера Костюм за рубежом — Костюм Берар, Л. Гишиа, Ж. Вакевич (Франция), М. Харрис, С. Дивайн, Э. Монтгомери (Великобритания) и др.
В традиционном классическом театре Востока (Китай, Индия, Япония и др. страны) с его особыми приёмами художественной выразительности каждый Костюм имеет символическую основу.



В кино при создании Костюм требуется большая точность передачи мелких деталей, подчёркиваемых крупным планом, учитываются фактура материала, свойства киноплёнки (светочувствительность, разрешающая способность, цветопередача) и др. В числе художников советского кино В. Е. Егоров, Е. Е. Еней, Н. Г. Суворов.



"БСЭ" >> "К" >> "КО" >> "КОС" >> "КОСТ"

Статья про "Костюм" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 371 раз
Коптим скумбрию в коробке
Семга на горелке

TOP 20