БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Ложная готика

Значение слова "Ложная готика" в Большой Советской Энциклопедии


Ложная готика, также псевдоготика, или неоготика, направление в архитектуре 18—19 вв., возрождающее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой
Ю. М. Фельтен. Чесменская церковь в Ленинграде. 1778—80.
title="готики">готики. Зарождение Ложная готика (особенно в Англии, где традиции готического искусства были наиболее сильны) связано с расцветом садово-паркового искусства, с развитием вкуса к живописному, а в области литературы — с поэтизацией средневековья, свойственной предромантизму (особенно т. н. готическому роману, оказавшему влияние на становление европейского романтизма). К ранним памятникам Ложная готика относятся искусств. руины, беседки и часовни, виллы. Разбуженный романтизмом интерес к национальному прошлому, появление археологических публикаций памятников средневековой архитектуры способствовали превращению Ложная готика в одно из влиятельнейших течений в эклектическом зодчестве 19 в. (в Англии — архитекторы О. Пьюджин, Ч. Бэрри; в Германии — архитектор К. Ф. Шинкель): она признана за образцовый стиль для строительства католических и протестантских церквей, всё чаще применяется в крупных общественных сооружениях: распространяется тип ложноготического монумента с балдахином; памятники средневековой архитектуры интенсивно достраиваются и реставрируются. В России Ложная готика, развивавшаяся первоначально в усадебном строительстве (архитекторы Ю. М. Фельтен, братья И. В. и П. В. Нееловы), в творчестве В. И. Баженова и М. Ф. Казакова сочеталась с отдельными мотивами средневековой русской архитектуры. Для европейской Ложная готика середины и 2-й половины 19 в. (в Англии — архитекторы У. Баттерфилд, Дж. Г. Скотт, Дж. Стрит, А. Уотерхаус; во Франции — Э. Э. Виолле-ле-Дюк) характерно широкое применение чугунных конструкций и полихромии. Стремление к возрождению характерной для готического искусства целостности художественного мышления (выраженное в трудах Дж. Рескина, У. Морриса, Виолле-ле-Дюка) и осознание эстетической ценности каркасной конструкции — эти аспекты развития Ложная готика стали не только составляющими частями стиля «модерн» и неоромантических направлений на рубеже 19—20 вв., но и оказали известное влияние на зарождение функционализма 20 в.

 

  Лит.: Кожин Н. А., К генезису русской ложной готики, «Академия архитектуры», 1934, № 1—2, с. 114—21; Franki P., The gothic. Literary sources and interpretations through eight centuries, Princeton. 1960; Clark K., The gothic revival, Harmondsworth, 1964; Eastlake Ch. L., A history of the gothic revival, Leicester, 1970.

  М. Н. Соколов.

Ю. М. Фельтен. Чесменская церковь в Ленинграде. 1778—80.
Ю. М. Фельтен. Чесменская церковь в Ленинграде. 1778—80.


В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Ложная готика"

Ложечница | Буква "Л" | В начало | Буквосочетание "ЛО" | Ложная мучнистая роса


Статья про слово "Ложная готика" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 2289 раз


Интересное