Ломбардская школа

Определение "Ломбардская школа" в Большой Советской Энциклопедии


Де Грасси Джованнино. «Олень и пантера»
Ломбардская школа, художественная школа Северной Италии, сложившаяся (в архитектуре) на протяжении 8-10 веков. Превращение христианства в официальную религию лангобардов способствовало возникновению самостоятельной школы зодчества, сыгравшей решающую роль в становлении т. н. первого романского стиля в Италии (см. Романский стиль). Образцом церковной архитектуры Ломбардии становится 3-нефная базилика со слабовыраженным трансептом, с криптой, благодаря которой алтарная часть оказывается приподнятой относительно нефа, и отдельно стоящей прямоугольной в плане кампанилой; для романских церквей Ломбардская школа характерны также строгое ритмическое членение интерьера, подчёркнутое конструктивно наглядной системой сводчатых перекрытий, и тектонический декор наружных стен, состоящий из лопаток, аркатурных фризов и аркадных (так называемых карликовых) галерей (церкви: Сант-Амброджо в Милане, основное строительство - 11-12 вв.; Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 12 век, см. илл.). Пышно расцветает искусство резьбы по камню, где орнаментально-плоскостное узорочье, ещё проникнутое традициями звериного стиля, к 12 веку сменяется более объёмными композициями, включающими многочисленные жанрово-аллегорические, светские по духу мотивы (творчество мастеров Николае, Бенедетто Антелами и других). Образы готической архитектуры получают на ломбардской почве своеобразную, подчёркнуто статичную интерпретацию, зачастую приобретают чисто декоративный характер (Чертоза в Павии, с 1396; Миланский собор, начат в 1386). Ренессансные постройки Ломбардская школа (архитекторы Филарете, Г. Солари, Дж. А. Амадео) отличаются обилием нарядных декоративных вставок; получают развитие новаторские по решению внутреннего пространства архитектурные композиции, особенно в раннем («миланском») периоде творчества Браманте.


Капитель с изображением грифона. 12 в.
Живопись ломбардского треченто и раннего кватроченто, развивающаяся в рамках поздней (так называемой интернациональной) готики, отмечена хрупким изяществом форм и любовью к поэтически-непосредственным наблюдениям над реальным миром (особенно примечательны миниатюры в рукописных «гербариях» и «лечебниках» и анималистические рисунки Джованнино де Грасси). Значительную роль в развитии ломбардской живописи кватроченто сыграл Пизанелло. Во 2-й половине 15 века в живописи Ломбардская школа усиливаются влияния флорентийского искусства и творчества Мантеньи; в произведениях мастеров этого времени преобладают пластичная ясность композиции, смягчённость цветового строя, повышенный интерес к светотеневой моделировке формы (В. Фоппа, Иль Бергоньоне, Брамантино, Браманте). В эпоху Высокого Возрождения основополагающим становится воздействие искусства Леонардо да Винчи; в кругу его миланских учеников возникают произведения, проникнутые созерцательно-сентиментальным настроением (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Амброджо де Предис, Ф. Мельци и другие). Сочетание традиций ломбардского кватроченто с венецианскими и северными влияниями приводит во 2-й четверти 16 века к возникновению отдельной брешанской школы. На протяжении 16 века и в эпоху барокко внутреннее единство Ломбардская школа утрачивается.



Лит.: L’arte lombarda, Mil. (ежегодник, выходит с 1955); Kingsley Porter A., Lombard architecture, v. 1-2, New Haven, 1917; Arslan E., Architetti e scultori del quattrocento, Como, 1959 (Arte e artisti dei laghi lombardi, 1); Toesca P., La pittura e la miniatura nella Lombardia, Torino, 1966.
  М. Н. Соколов.



"БСЭ" >> "Л" >> "ЛО" >> "ЛОМ"

Статья про "Ломбардская школа" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 593 раз
Коптим скумбрию в коробке
Коптим скумбрию дома в коробке

TOP 20