Мазаччо

Определение "Мазаччо" в Большой Советской Энциклопедии


Мазаччо. «Апостол Павел». Часть полиптиха
Мазаччо [Masaccio; собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди)] (21.12.1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана, - осень 1428, Рим), итальянский живописец. Являясь крупнейшим представителем флорентийской живописи кватроченто, Мазаччо в своём творчестве решительно преодолевал традиции готики, воплощая в религиозных сценах гуманистические представления о совершенной человеческой личности. Жил во Флоренции с 1422, работал также в Пизе и Риме. Нередко сотрудничал [с 1424(?)] с Мазолино да Паникале; чёткое разделение произведений Мазолино и Мазаччо составляет одну из запутаннейших задач современного искусствознания. Уже самые ранние из достоверных работ Мазаччо («Мадонна со святой Анной», совместно с Мазолино, около 1424, Галерея Уффици, Флоренция; полиптих для церкви Санта-Мария дель Кармине в Пизе, 1426, отдельные части - в Национальной галерее, Лондон, и других музеях) отмечены энергичной светотеневой лепкой, острым ощущением пластической трехмерности фигур, стремлением к монументализированному обобщению форм. Между 1425 и 1428 Мазаччо исполняет росписи в капелле Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (среди фресок, бесспорно принадлежащих Мазаччо, - «Изгнание из рая», «Чудо со статиром», «Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью», «Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню»); помещая персонажи в пространственно развёрнутую среду, подчёркивая их телесность обобщённой моделировкой одежд и выразительной скупостью колорита, Мазаччо вдохновляется искусством Джотто, порывая со средневековой художественной культурой. Во фреске «Троица» (около 1426-27, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) Мазаччо, очевидно под влиянием перспективных штудий Ф. Брунеллески, впервые в настенной живописи создаёт центрально-перспективное построение, придающее композиции особую величественность и вместе с тем соразмерность человеческим масштабам. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.
 



Мазаччо. «Апостол Пётр». Фрагмент фрески
  Лит.: Романов Н. И., Мазаччо, «Ученые записки МГУ», в. 126. Труды кафедры общего искусствознания, кн. 1, Мазаччо, 1947; MesniI J., Masaccio et les débuts de la Renaissance, La Haye, 1927; Parronchi A., Masaccio, Firenze, 1966; Berti L., Masaccio, L. - Phil., 1967.


Мазаччо. «Троица». Фреска
Мазаччо. «Чудо со статиром». Фрагмент фрески
Мазаччо. «Чудо со статиром». Фрагмент фрески
Мазаччо. «Чудо со статиром». Фреска

"БСЭ" >> "М" >> "МА" >> "МАЗ"

Статья про "Мазаччо" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 487 раз
Бургер двойного помола
Ананасы на гриле

TOP 20