Пьеро делла Франческа
Определение "Пьеро делла Франческа" в Большой Советской Энциклопедии
Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (р. около 1420, Сан-Сеполькро, Тоскана, - похоронен 12.10.1492, там же), итальянский живописец. В 1439 работал в мастерской Доменико Венециано. Испытал влияния Мазаччо и Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства. Работал в Ферраре (около 1448-50), Римини (1451 и 1482), Риме (1459), Ареццо (до 1466), но преимущественно в Сан-Сеполькро и Урбино. Основные черты искусства Пьеро делла Франческа - величие образов, объёмность форм, прозрачность колорита, последовательно перспективное построение пространства, выступают уже в произведениях 1550-х гг. («Крещение Христа», 1450-55, Национальная галерея, Лондон; «Мадонна делла Мизерикордия», около 1450-62, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро; «Бичевание Христа», около 1455-60). В 1452-66 Пьеро делла Франческа создаёт цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо на тему легенды о «животворящем древе креста». Эти фрески написаны в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов; обобщая объёмы фигур и развёртывая строго ритмизованные композиции параллельно плоскости стены и на фоне гармонически ясных ландшафтов, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветленной торжественности происходящих событий. Присущий этим произведениям дух невозмутимого внутреннего благородства обретает особую возвышенность во фреске «Воскресение Христа» (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро). около 1465 Пьеро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой характеристик портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Галерея Уффици, Флоренция): огромную роль в этих произведениях играют насыщенные светом и воздухом панорамные пейзажные фоны. В поздних работах Пьеро делла Франческа («Мадонна со святыми и Федериго да Монтефельтро», около 1472-75, галерея Брера, Милан; «Рождество», около 1475, Национальная галерея, Лондон) светотень становится мягче, всё большее значение в структуре произведений приобретает рассеянный серебристый свет. В последние годы жизни Пьеро делла Франческа написал два научных трактата: «О перспективе в живописи» (последнее изд. - Firenze, 1974) и «Книжицу о пяти правильных телах» (последнее изд. - B «Atti della Realc Accademia dei Lincei. Memoric della classe di scienze morali, storiche e filologiche», serie V, Roma, 1915, v. 14). Первый из них, созданный под влиянием Л. Б. Альберти, даёт математическую детализацию приёмов перспективы; второй содержит указания о практическом решении некоторых проблем стереометрии. Искусство Пьеро делла Франческа заложило основы Возрождения в живописи Средней и Северной Италии (его учеником был Л. Синьорелли, а последователями - Мелоццо да Форли и Ф. Косса), оказало влияние на венецианскую и флорентийскую школы.
Лит.: Лазарев В. Н., Пьеро делла Франческа, М., [1966]; LonghiR., Piero della Francesca, 3 ed., Firenze, 1963; Hendy P., Piero della Francesca and the early Renaissance, L., 1968; Clark К., Piero della Francesca, 2 ed., L., 1969.
Статья про "Пьеро делла Франческа" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 738 раз
|