Малютин Сергей Васильевич [22.9(4.10).1859, Москва, — 6.12.1937, там же], советский живописец и график. Сын купца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1883—1886) у И. М. Прянишникова и В. Е. Маковского; преподавал там же (1903—1917) и во Вхутемасе (1918—1923). Член Союза русских художников (с 1903), передвижник(с 1915), один из организаторов ЛХРР. В жанровых композициях 1890-х годов, посвящённых быту крестьян и городских низов, был близок передвижникам социальной весомостью и зрительной убедительностью образов («По этапу», 1890, «Подруги», 1893, обе — в Третьяковской галерее). Как портретист М. эволюционировал от свободной, динамичной живописи «Автопортретах (1901, Третьяковская галерея) к строгой, графичной манере 10—20-х годов (в 10-е годы иногда смягчённой применением пастели), помогающей острее выявить артистизм или интеллектуальную самоуглублённость модели (портреты: М. В. Нестерова, 1913, К. Ф. Юона, 1914, — оба в Третьяковской галерее: Г. П. Передерия, 1919, Челябинская городская картинная галерея; все — пастель). В 20— 30-е годы создал ряд портретов и жанрово-портретных картин, воплощающих героику первых лет Советской власти (портрет Д. А. Фурманова, 1922, Третьяковская галерея; «Партизан», 1936, Центральный музей Вооружённых Сил СССР, Москва). В области книжного оформления, декоративно-прикладного искусства и архитектуры М. выступал главным образом как мастер национально-романтической линии «модерна», обращаясь к лубку и привлекая русский народный орнамент (иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, изданные в 1898; архитектурные работы — «Теремок» и театр в Талашкине, 1901, дом Перцова в Москве, 1910, совместно с архитектором Н. К. Жуковым; эскизы мебели). Работал также для театра.
Лит.: С. В. Малютин. [Статья Д. Сарабьянова], М., 1952; Илюший И., С. В. Малютин, М., 1953. Т. Н. Володина.