Мессия

Определение "Мессия" в Большой Советской Энциклопедии


Мессия, Христос (от др.-евр. машиах, буквально — помазанник; в пер. на греч. — Christos), в ряде религий (прежде всего в иудаизме и христианстве) ниспосланный богом спаситель, долженствующий навечно установить своё царство. Представления о магической силе помазания освященным маслом существовали на Востоке с древности повсеместно, в том числе как часть обряда возведения царя на престол. В древнейших книгах Ветхого завета слово «Мессия» означает: царь или, в переносном смысле, идеальный государь; жрец. В период т. н. Вавилонского плена (586—538 до н. э по новейшим данным, 587—538 до н. э.) в связи с гибелью Иудейского царства появляется идея о будущем царе из рода Давида. Возможно, эта идея возникла под влиянием зороастризма, в котором существовал образ будущего «спасителя» — саошианта, потомка Заратуштры.


Конкретная личность Мессия была для верующих неясна — он представлялся то как божественное предвечное существо, отождествляемое с архангелом Михаилом, то как «сын человеческий», т. е. как человек-учитель, реформатор, то как жрец — потомок мифического жреца Мельхиседека.


Вера в Мессия занимала важное место в идеологии иудейской секты ессеев-кумранитов (эссенов): основатель секты, т. н. учитель праведности, видимо, понимался как Мессия В народных движениях против римского гнёта (Иудейские войны 66—73, 132—135) вожди восстаний (Иоханан из Гихсалы, Симон бар Гиора, Бар-Кохба) объявляли себя Мессия; после поражения восстания вера в ожидаемого Мессия теряет прежнее значение, однако в эпохи особо тяжёлого положения народных масс (например, в средние века) предводители народных движений снова выдают себя за Мессия В современном иудаизме вера в единичного Мессия не имеет существенного значения.



Христиане с самого начала объявили мессией (Христом) основателя своей религии: Иисус считался потомком царя Давида, с ним связывалась иудейская мессианистическая терминология: «царь иудейский», «господь» — греч. kyrios «господин» — «сын человеческий». Но понятие «Мессия» в христианстве было перенесено из политической и социальной сферы в религиозно-этическую: Мессия-Христос трактуется как спаситель от первородного греха, свойственного человечеству, «от царства Сатаны», а не как избавитель от экономических и политических бедствий. При этом, хотя Мессия-Христос объявляется уже явившимся и искупившим своей смертью грехи человечества, христиане в то же время верят в его «второе пришествие» для установления вечного «царства божьего» на всей земле. «Спасение» всё отчётливее понимается эсхатологически, т. е. как имеющее быть не в историческое время, а в «конце времён».


В переносном смысле понятия «Мессия» и «мессианство» («мессианизм») прилагаются и к ожидаемым в будущем спасителям также в других религиях (особенно в исламе, где мессианизм имеет прямое иудео-христианское происхождение). В мусульманских странах мессианизм распространялся в форме учения о махди (арабский). Так, например, Мухаммед Ахмед, предводитель восстания в Судане в конце 19 в. против иностранных колонизаторов, объявил себя махди (Махди Суданский).


Мессианство во всех его формах, объективно являвшееся результатом тяжёлого положения народа и в то же время возлагавшее надежды лишь на божественного избавителя, нередко служило средством отвлечения народных масс от активной борьбы за свои интересы.
  А. П. Каждан.



"БСЭ" >> "М" >> "МЕ" >> "МЕС"

Статья про "Мессия" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 515 раз
Коптим скумбрию дома в коробке
Панайпай

TOP 20