Миманса

Определение "Миманса" в Большой Советской Энциклопедии


Миманса (санскр., буквально — исследование, рассуждение), одна из шести основных философских систем индуизма, занимавшаяся толкованием Вед. Называется также карма-миманса («миманса действия») и пурва-миманса («первая миманса»), в отличие от уттара-мимансы, или веданты. Основателем Миманса считают Джаймини (4 в. до н. э. — 2 в. н. э.?), изложившего её идеи в форме сутр. Практическая сторона Миманса сформировалась в целях упорядочения сложного ведийского ритуала. Теоретическая проблематика Миманса сложилась в ходе кодификации текста Вед как высшего религиозного авторитета индуизма. Она сводилась к формальной верификации и смысловой интерпретации ведийских формул (мантр), к определению языковых норм, соотнесению ведических высказываний с ритуальными процедурами. Поэтому в центре внимания Миманса оказались проблемы социальной философии и философии языка. В обоих случаях учение Миманса развивалось на основе крайнего онтологического реализма. Утверждалась вечность, несотворённость Вед. Изменения в мире вещей объявлялись невозможными, поскольку все вещи — лишь производные от вечных образцов ведических действий. Отсутствие проблемы творения и разрушения мира приводит Миманса к отрицанию необходимости бога. Тем не менее богам следует приносить жертвы, потому что на этом строится традиционное общественное согласие. Кардинальная для индийской философской этики проблема освобождения (мокша) объявляется в Миманса лишённой реальной социальной значимости. Исходя из абсолютного понимания ритуальной нормы, Прабхакара (7 в.) сформулировал учение об основах социального существования, предвосхитившее идею категорического императива И. Канта. В теории познания Миманса были детально разработаны проблемы догматического обоснования истинности и приёмы использования авторитетного свидетельства в качестве её источника.



Онтологический реализм Миманса в области философии языка позволил Кумариле Бхатте (7 в.) создать лингвистическую теорию, где различались уровни языковой структуры и речевого поведения. В области логики последователи Миманса (в частности, Прашастапада, 6—7 вв.) способствовали созданию реалистической теории отношений, позднее развитой ньяей.


  Отрицая необходимость религиозного освобождения и отшельничества, Миманса утверждала позитивный идеал деятельной жизни в обществе (грихастха-дхарму). Миманса, наряду с ведантой, способствовала складыванию социальной системы индуизма, где жёсткое следование ритуальной норме уживалось с самой широкой догматической терпимостью.


Лит.: Edgerton F., Mimansa-nyaya-prakasa, or Apadevi, Oxf., 1941; Jha G., The Purva-Mirnansa-Sutras of Jaimin, Allahabad, 1910; Keith A. B., The Karma-Mimansa, Calc., 1921; Sastri P., Introduction to Purva Mimansa, Calc., 1923.



"БСЭ" >> "М" >> "МИ" >> "МИМ"

Статья про "Миманса" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 188 раз
Коптим скумбрию в коробке
Английское куриное карри

TOP 20