Веданта

Определение "Веданта" в Большой Советской Энциклопедии


Веданта (санскр., буквально — конец, завершение Вед). В наиболее общем смысле слова Веданта обозначает довольно неопределенную совокупность религиозно-философских идеалистических школ и учений в индийской философии, принимающих за основу концепцию атмана-брахмана, изложенную в религиозно-философских ведийских (прежде всего упанишадах) и отчасти эпических (Рамаяне и Махабхарате, особенно в Бхагавадгите) текстах, а также в сутрах и позднейших комментариях. Понимаемая в этом смысле Веданта представляет собой наиболее распространённое, стойкое и консервативное идейное течение, существующее с древнейших времён в Индии, и включает в себя наряду с собственно Веданта пурва-мимансу, отчасти санкхью, некоторые средневековые шиваитские и вишнуитские учения (в частности, шайва-сиддханту), а также ряд неоиндуистских учений нового и новейшего времени (например, так называемую интегральную Веданта социально-религиозного реформатора Вивекананды). Основными философскими категориями Веданта являются: брахман (космическая душа), атман (индивидуальная душа), пуруша (абстрактное духовное начало), пракрити (абстрактное материальное начало, природа), артха (смысл, значение, цель, ценность), джняна (знание), авастха (психическое состояние) и майя (иллюзия). Школы, направления и учения в Веданта различаются в зависимости от того, какие из этих категорий полагаются основными и в каких отношениях мыслятся друг к другу; однако высшее, единое духовное начало признаётся первичным во всех вариантах Веданта Общим для всех течений Веданта является также йога, принимаемая в качестве основного практического средства достижения высших психических состояний, то есть освобождения, отрешённости от мира.



Собственно Веданта, или уттара-миманса, называемая ещё брахма-миманса, в своих философских предпосылках исходит из «Веданта-сутры» (или «Брахма-сутры»), которая приписывается мудрецу Бадараяне (ок. 4—3 вв. до н. э.). Согласно Веданта, высшей реальностью является брахман, а пуруша и пракрити суть его модификации. Брахман не сотворён, вечен, бескачествен, причина всей Вселенной; он же является и первичным материалом для мира. Атман посредством знания брахмана (брахмавидья) приобщается к брахману, но не становится тождественным ему. Согласно учению индийского мудреца 7 в. н. э. Гаудапады, изложенному в «Гаудападия-карике» (комментарии на «Мандукья-упанишаду»), весь мир явлений иллюзорен (подобен майе), а его духовное, атманическое начало не раздвоено. Это учение, получившее название адвайт аведанта («веданта не двойственности»), нашло развитие у крупнейшего мыслителя Индии Шанкары (8—9 вв.) в «концепции нереальности» (майявада), согласно которой полагается, что атман и брахман равно реальны, а мир опыта — нереален. Чертами атмана-брахмана являются чистое бытие, сознание и блаженство. В религиозном плане атман-брахман тождествен богу Шиве (Ишваре). Майя как другое, симметричное начало Вселенной считалось Шанкарой вечным. Шанкара полагал, что само понятие реальности не имеет смысла в отношении эмпирической действительности. Индивидуальная душа может находиться в одном из четырёх состояний психики (бодрствование, сон, глубокий сон, запредельное состояние) и, с точки зрения всякого последующего состояния, то, что переживалось в предыдущем, — нереально, иллюзорно. Следующей важнейшей модификацией Веданта явилась вишиштадвайта, принадлежавшая крупнейшему авторитету Веданта— Раманудже (11—12 вв.). Согласно этой концепции, через постижение брахмана познаются все вещи. Основным орудием познания служит не разум, а божественная интуиция; но уже постигнутая интуицией истина, чтобы войти в состав теории, должна быть организована и апробирована интеллектом. Брахман как конечная реальность недвойствен (адвайта), но можно установить различия (вишишта) в проявлениях как его сущности, так и атрибутов. В отличие от майявады, концепция Рамануджи была основана на том, что и материальные тела, и индивидуальные души имеют своё реальное существование, хотя существование брахмана обладает бесконечно большей реальностью. Так же как индивидуальная душа полагается атманической сущностью («Я») тела, так брахман полагается «Я» всего сущего (с которым отождествлялся бог Вишну).


Др. крупнейшими представителями средневековой Веданта были Мадхва (9 в.), Бхаскара (10 в.), Ядавапракаша (11 в.), Ведантадешика (13 в.). Около 12 в. южно-индийских Веданта разделяется на два направления: северное (вадакалей) и южное (тенкалей), но это разделение затронуло по преимуществу вишнуитские школы. Веданта развивалась в постоянной борьбе сначала со школами буддизма, отрицающими необходимость философских учений о бытии (особенно школа Нагарджуны), а затем с логической школой ньяей и др. направлениями.


В новое и новейшее время к Веданта в той или иной степени можно отнести концепции Раммохан Рая, Рамакришны, А. Гхоша, С. Радхакришнана и др.


Лит.: Мюллер М., Шесть систем индийской философии, М., 1901; Чаттерджи С. и Датта Д., Введение в индийскую философию, пер. с англ., М., 1955; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Идеологические течения современной Индии. [Сб. ст.], М., 1965; Deussen P., Das System derVedânta...,2Aufl.. Lpz., 1906; Badarajana, Brahmasutras, pt 1—2, Calc., 1926; Cultural heritage of India, 2 ed., v. 3, Calc., 1954; The Vedânta-Sútras. With the comment, by Sankaracharya. Transi. by G. Thibault, pt 1—3, Delhia. o.], [1966—681.]
А. М. Пятигорский.




"БСЭ" >> "В" >> "ВЕ" >> "ВЕД"

Статья про "Веданта" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 669 раз
Коптим скумбрию в коробке
Куриный суп

TOP 20