Миниатюра (в изобр. искусстве)

Определение "Миниатюра (в изобр. искусстве)" в Большой Советской Энциклопедии


«Ангел (символ евангелиста Матфея)». Миниатюра (Москва)
Миниатюра (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium — киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и особой тонкостью художественных приёмов. Термин «Миниатюра (в изобр. искусстве)» применяется и к некоторым литературным и музыкальным произведениям (см. Миниатюра в литературе, театре, цирке, на эстраде). Специфический вид Миниатюра (в изобр. искусстве) — живописные или графические (иногда резные) изображения (особенно портретные), имеющие самостоятельный характер. Особая разновидность Миниатюра (в изобр. искусстве) — живопись лаком, маслом или темперой на поверхности небольших лаковых изделий (см. Лаки художественные).


Бехзад Кемаледдин.«Бахрам-Гур, нападающий на дракона». Миниатюра (Лондон)
  Одну из основных областей художественных Миниатюра (в изобр. искусстве) составляет книжная Миниатюра (в изобр. искусстве) — сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно-декоративные элементы оформления этих книг — инициалы, заставки и др. Книжные Миниатюра (в изобр. искусстве) известны уже в Древнем Египте («Книга мёртвых» эпохи Нового царства с рисунками пером и плоскостной живописью непрозрачными красками на папирусе; см. илл.). Позднеантичная Миниатюра (в изобр. искусстве) 4—6 вв. (гуашь или рисунок пером на папирусных свитках и в кодексах на пергамене) отличается достоверностью изображения фигур и свето-воздушной среды («Илиада» Гомера, около 500, библиотека Амброзиана, Милан). В византийской Миниатюра (в изобр. искусстве) (преимущественно религиозной рукописи) вплоть до 10 в. сохраняются позднеантичные приёмы («Парижская псалтирь», 10 в., Национальная библиотека, Париж; см. илл.), но в основном господствуют условность, плоскостность изображения, экспрессивность жестов; появляются и жизненно-непосредственные, политически полемичные сцены («Хлудовская псалтирь», 9 в., Исторический музей, Москва; см. илл.). Для средневековой западная Миниатюра (в изобр. искусстве) характерно обилие локальных школ. В Миниатюра (в изобр. искусстве) времени Меровингов (5—8 вв.) развивается плоскостный стиль со своеобразным орнаментом из птиц и рыб («Геласианский сакраментарий», середина 8 в., Ватиканская библиотека). Ирландские и англосаксонские рукописи 7—9 вв. украшались Миниатюра (в изобр. искусстве) крупных размеров, в которых экспрессивные изображения евангелистов заключены в стилизованную орнаментальную рамку, а развороты страниц сплошь покрыты узорами отвлечённого, но полного жизни и энергии плетёного орнамента («Евангелие из Дарроу», 7 в., Тринити-колледж, Дублин). Рукописи «Каролингского возрождения» наряду с крупноформатными Миниатюра (в изобр. искусстве), следующими позднеантичным образцам («Евангелие Ады», нач. 9 в., Городская библиотека, Трир), украшались и динамичными, выразительными рисунками пером («Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте; см. илл.). К концу 10 в. западно-европейская Миниатюра (в изобр. искусстве) испытывает воздействие византийская Миниатюра (в изобр. искусстве): её иконография обогащается сценами из Евангелия и житий святых, художественный язык становится более условным, образы святых напряженно-экспрессивными («Бамбергский Апокалипсис», около 1020, Государственная библиотека, Бамберг). Плоскостные и бесплотные фигуры романских Миниатюра (в изобр. искусстве) 11—12 вв. заключены в чёткие композиционные схемы. Вместе с тем в Миниатюра (в изобр. искусстве) проникают элементы народного творчества («Моралия» святого Григория Великого, 1109—33, Муниципальная библиотека, Дижон). В готической Миниатюра (в изобр. искусстве) 13—15 вв. усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру. Миниатюра (в изобр. искусстве) дополняют и комментируют текстовые фигуры приобретают живость. Важная роль отводится пейзажу, интерьеру, архитектурному обрамлению сцен. Появляются крупные мастера Миниатюра (в изобр. искусстве) (А. Боневё, Жакмар д"Эден во Франции и др.). Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды характерны для Миниатюра (в изобр. искусстве) братьев Лимбург («Богатейший часослов герцога Беррийского»; см. илл.) и братьев ван Эйк. Во 2-й половине 15 в. Ж. Фуке и С. Мармион применяют в Миниатюра (в изобр. искусстве) элементы линейной и воздушные перспективы, воссоздают напоённые светом и воздухом сельские и городские пейзажи Франции («Часослов Этьенна Шевалье» Ж. Фуке, 1450—55, разные музеи Европы).



«Жёны-мироносицы». Миниатюра «Книги евангельских чтений Генриха II»
В 11 в. в Древней Руси Миниатюра (в изобр. искусстве) в основном следовали византийским образцам (Остромирово евангелие, 1056—57, Публичная библиотека им. Миниатюра (в изобр. искусстве) Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград; см. илл.). В 12—15 вв. наряду с крупными Миниатюра (в изобр. искусстве), близкими современным им фрескам и иконам («Евангелие Хитрово», конец 14 — начало 15 вв., библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва), появляются живые и непосредственные рисунки на полях (инициалы новгородских рукописей 12—15 вв. с плетёным орнаментом, с фантастическими и реальными фигурами). В конце 15 в. в Миниатюра (в изобр. искусстве) проникают светские (главным образом исторические и бытовые) сюжеты (Лицевой летописный свод, 1540—60-е гг., разные библиотеки СССР). На Украине создаётся особый ярко-живописный вид Миниатюра (в изобр. искусстве) («Пересопницкое евангелие», 1556—61, Государственная библиотека УССР им. КПСС, Киев). В Миниатюра (в изобр. искусстве) 17 в. часто встречаются исторические сюжеты, портреты, аллегории («Сийское евангелие», 1693, библиотека АН СССР, Ленинград). Создававшиеся в 17—19 вв. «поморские рукописи» украшались богатым, сочным, но несколько грубоватым орнаментом с барочными мотивами («Евангелие», 1678, Оружейная палата, Москва).


«Пара божеств», фрагмент листа «Кодекса Борджа» (Мексика)
В средневековой Армении местные школы Миниатюра (в изобр. искусстве) известны с 6—7 вв. В целом для арм. Миниатюра (в изобр. искусстве) характерны роскошное декоративно-орнаментальное убранство, чёткие композиционные построения, насыщенный цвет. В 9—10 вв. наряду с динамичными, графичными, связанными с народным искусством Миниатюра (в изобр. искусстве) («Лазаревское евангелие», 887) имеются и парадно-монументальные, обильно украшенные золотом («Эчмиадзинское евангелие», 989; оба — в Матенадаране, Ереван). Из школ 13—14 вв. наиболее значительна киликийская школа. Миниатюра (в изобр. искусстве) её главы Тороса Рослина (2-я половина 13 в.) отличаются психологической выразительностью, мягким и точным рисунком, богато разработанным орнаментом. Грузинская Миниатюра (в изобр. искусстве) 9—10 вв., связанная с местной традицией, отличается линейностью и яркостью расцветки («Мцхетская псалтырь», 10 в.). Византинизирующее направление в Миниатюра (в изобр. искусстве) придерживалось техники многослойного письма с применением золота («Гелатское четвероевангелие», 11 в.; см. илл.; оба — в институте рукописей АН Грузинской ССР, Тбилиси). В 17 в. иллюстрировались светские книги (особенно «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели).


Ритт А. Портрет Самойлова А. Н. Миниатюра (Москва)
В средневековой арабской Миниатюра (в изобр. искусстве) выделяются школы: египетская, стилистически связанная с коптским искусством, сирийская, находившаяся под сильным византийским влиянием, и иракская, где наряду с пышными сценами придворной жизни распространены лаконичные по стилю иллюстрации к научным трактатам («Фармакология» Диоскорида, 1222, в разных музеях мира). Иранская, афганская, среднеазиатская и азербайджанская Миниатюра (в изобр. искусстве) (расцвет которой относится к 1-й половине 15 в.) органически связана со всем художественным оформлением рукописи. Богатейшие узорные композиции, лирические пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют её декоративный образный строй (см. Гератская школа, Тебризская школа, Исфаханская школа). В 16—17 вв. в Иране и других странах появляется портретная Миниатюра (в изобр. искусстве) В раннесредневековой индийской Миниатюра (в изобр. искусстве) плоскостные, стилизованные изображения, чёткая каллиграфическая линия к 16—17 вв. сменяются стремлением к точной фиксации отдельных деталей, тщательному изображению человеческого лица при сохранении традиционной плоскостности, схематичности и декоративности. Часто встречаются героико-исторические сюжеты («Бабур-наме», конец 16 в., Музей искусства народов Востока, Москва). Развиваются портретный и анималистические жанры (см. Гуджаратская школа, Могольская школа, Раджпутская школа). Миниатюра (в изобр. искусстве) (рисунки пером на пальмовых листьях) известна в Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии. У ацтеков, миштеков, майя близки к пиктографии уверенные и смелые, сочные по цвету рисунки (миштекский «Кодекс Борджа», 14—16 вв., Ватиканская библиотека). См. также Книга.


«Сердце и желание у волшебного источника». Миниатюра (Вена)
  Портретная Миниатюра (в изобр. искусстве) — вид живописного (иногда резного, см. Резьба художественная) портрета небольшого формата (от 1,5 до 20 см) на табакерках, часах, перстнях, в медальонах и т. п. Портретные Миниатюра (в изобр. искусстве) пишутся гуашью, акварелью по пергамену, картону, бумаге, слоновой кости, иногда маслом по металлу, керамическими красками по фарфору, а также в технике эмали. Как особый жанр живописи портретная Миниатюра (в изобр. искусстве) складывается в эпоху Возрождения и связана по стилю и технике как с книжной Миниатюра (в изобр. искусстве) (Дж. Кловио и другие в Италии, 16 в.), так и с общим развитием реалистического искусства. Точностью и документальностью, концентрированной ясностью психологической характеристики отличаются портретные миниатюры Х. Хольбейна Младшего в Германии и Англии (где работали его ученики Н. Хиллиард и А. Оливер). Во Франции 16 в. выделяются работы Ж. Фуке и эмалевые портретные миниатюры Л. Лимозена. В 17 в. швейцарец Ж. Петито в технике эмали делает копии с живописных парадных портретов. Полные мужественной энергии акварельные портреты деятелей Английской революции 17 в. создал С. Купер. В 18 в. портретная Миниатюра (в изобр. искусстве) достигает расцвета. Итальянка Р. Каррьера вводит технику живописи гуашью на пластине слоновой кости с цветным фоном. В конце 18 — начале 19 вв. в жанре портретной Миниатюра (в изобр. искусстве) работают: Ж. Б. Массе, О. Фрагонар, Ж. Б. Ж. Огюстен, Ж. Б. Изабе и др. — во Франции; Р. Косуэй, Дж. Смарт, Н. Э. Плаймер — в Англии; австрийцы Миниатюра (в изобр. искусстве) Миниатюра (в изобр. искусстве) Даффингер, Г. Ф. Фюгер. В России первые правдивые и непрезентабельные портретные Миниатюра (в изобр. искусстве) (главным образом эмалевые) появились в 18 в. (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, Д. И. Евреинов, П. Г. Жарков, с 1779 возглавивший класс миниатюрной живописи в АХ в Петербурге). В конце 18 — начале 19 вв. тонкие и одухотворённые портреты пишут Г. И. Скородумов, В. Л. Боровиковский, А. Ритт и др. В области портретной Миниатюра (в изобр. искусстве) работали также Н. И. Аргунов, А. К. Головачевский, Миниатюра (в изобр. искусстве) И. Теребенёв, П. О. де Росси, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. Ф. Соколов и др. Портретная Миниатюра (в изобр. искусстве) исчезает к середине 19 в. в связи с распространением дагерротипов и фотографии.


Скородумов Г. И. Портрет неизвестного (Ленинград)
Лит.: Врангель Н., Миниатюра в России, СПБ. 1909; Свирин А. Н., Миниатюра древней Армении, Миниатюра (в изобр. искусстве) — Л., 1939; его же, Древнерусская миниатюра, Миниатюра (в изобр. искусстве), 1950; Martin F. R., The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey..., v. 1—2, L., 1912; Lowe E. A., Codices latini antiauiores, v. 1—6, Oxf., 1934—53; We itzmann K., Illustrations in roll and codex, Princeton, 1947; Diringer D., The illuminated book, its history and production, L., 1958; Darmon J. E., Dictionnaire des peintres miniaturistes..., P., [192...].


Суд Осириса («Книга мёртвых»)
«Христос и евангелисты». Миниатюра Эчмиадзинского евангелия. 989. Матенадаран. Ереван.
«Христос и евангелисты». Миниатюра Эчмиадзинского евангелия. 989. Матенадаран. Ереван.

«Евангелист Марк». Миниатюра «Остромирова Евангелия». 1056—57. Публичная библиотека им. Миниатюра (в изобр. искусстве) Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.
«Евангелист Марк». Миниатюра «Остромирова Евангелия». 1056—57. Публичная библиотека им. Миниатюра (в изобр. искусстве) Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.

Суд Осириса («Книга мёртвых»). Папирус. 4 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.
Суд Осириса («Книга мёртвых»). Папирус. 4 в. до н. э. Эрмитаж. Ленинград.

Лимбург. Миниатюра «Богатейшего часослова герцога Беррийского». Ок. 1411—16. Музей Конде. Шантийи. «Февраль».
Лимбург. Миниатюра «Богатейшего часослова герцога Беррийского». Ок. 1411—16. Музей Конде. Шантийи. «Февраль».

А. Ритт. Портрет А. Н. Самойлова. Миниатюра гуашью на кости. 1790-е гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
А. Ритт. Портрет А. Н. Самойлова. Миниатюра гуашью на кости. 1790-е гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Лимбург. Миниатюра «Богатейшего часослова герцога Беррийского». Ок. 1411—16. Музей Конде. Шантийи. «Июль» (фрагмент).
Лимбург. Миниатюра «Богатейшего часослова герцога Беррийского». Ок. 1411—16. Музей Конде. Шантийи. «Июль» (фрагмент).

Г. И. Скородумов. Портрет неизвестного. Миниатюра гуашью и акварелью на пергаменте. 1787. Русский музей. Ленинград.
Г. И. Скородумов. Портрет неизвестного. Миниатюра гуашью и акварелью на пергаменте. 1787. Русский музей. Ленинград.

«Евангелист Лука». Миниатюра из Гелатского четвероевангелия. 11 в. Институт рукописей АН Грузинской ССР. Тбилиси.
«Евангелист Лука». Миниатюра из Гелатского четвероевангелия. 11 в. Институт рукописей АН Грузинской ССР. Тбилиси.

«Страшный суд». Рисунок пером в «Утрехтской псалтыри». 9 в. Библиотека университета. Утрехт.
«Страшный суд». Рисунок пером в «Утрехтской псалтыри». 9 в. Библиотека университета. Утрехт.

«Пара божеств», фрагмент листа «Кодекса Борджа» (миштекская культура, Мексика; 14—16 вв., Ватиканская библиотека).
«Пара божеств», фрагмент листа «Кодекса Борджа» (миштекская культура, Мексика; 14—16 вв., Ватиканская библиотека).

Кемаледдин Бехзад. «Бахрам-Гур, нападающий на дракона». Миниатюра рукописи «Хамсе» Низами Конец 15 в. Британский музей. Лондон.
Кемаледдин Бехзад. «Бахрам-Гур, нападающий на дракона». Миниатюра рукописи «Хамсе» Низами Конец 15 в. Британский музей. Лондон.

II». Между 1007—14. Баварская государственная библиотека. Мюнхен." href="/a_pictures/00/08/240384990.jpg">«Жёны-мироносицы». Миниатюра «Книги евангельских чтений Генриха II». Между 1007—14. Баварская государственная библиотека. Мюнхен.II». Между 1007—14. Баварская государственная библиотека. Мюнхен." src="a_pictures/00/08/th_240384990.jpg">
«Жёны-мироносицы». Миниатюра «Книги евангельских чтений Генриха II». Между 1007—14. Баварская государственная библиотека. Мюнхен.



«Фантастический пейзаж». Миниатюра (Германия)
Фуке Ж. «Битва Иоафана и Симона Маккавея с бакхидами» (Париж)
Хольбейн Х. Младший. Автопортрет (Лондон)
«Христос и евангелисты». Миниатюра Эчмиадзинского евангелия
«Четыре евангелиста». Миниатюра «Евангелия». Нач. 9 в.

"БСЭ" >> "М" >> "МИ" >> "МИН" >> "МИНИ"

Статья про "Миниатюра (в изобр. искусстве)" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 810 раз
Бургер двойного помола
Морской Гребешок в беконе

TOP 20