БНБ "БСЭ" (95279) - Photogallery - Естественные науки - Математика - Технология
|
НеофрейдизмОпределение "Неофрейдизм" в Большой Советской ЭнциклопедииНеофрейдизм, направление в современной философии и психологии, получившее распространение главным образом в США. Термин «Неофрейдизм» возник для обозначения течений, выделившихся к концу 1930-х гг. из ортодоксального фрейдизма (К. Хорни, Г. С. Салливан, Э. Фромм и др.). Неофрейдизм сформировался в процессе соединения психоанализа с американскими социологическими и этнологическими теориями (в частности, школой культур антропологии). Исходным положением Неофрейдизм явился так называемый принцип социального (Фромм) или культурного (А. Кардинер) детерминизма, который, в отличие от биологизма З. Фрейда, исходит из решающей роли среды в формировании личности. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения; отклоняется учение о либидо и сублимации. Вместе с этим Неофрейдизм вообще отказывается от монистической концепции человека, приходит к отрицанию диалектических взаимоотношений между природой и культурой, средой и индивидом (по Фромму, собственно человеческое начинается там, где оканчивается природа). Психические нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде, а всякое нарушение «социальной идентичности» трактуется как патология. Однако если Неофрейдизм «социологизирует» психологию, то сами социальные явления при этом «психологизируются». Неофрейдизм отрицает объективные социальные закономерности, которые не являются законами психологии. Отвергая представления психоанализа о внутрипсихической структуре, Неофрейдизм заменяет их учением о защитных формах поведения в духе бихевиоризма. Неофрейдизм или вообще отрицает роль бессознательного, или же рассматривает его как связующее звено между социальными и психическими структурами («социальное бессознательное» Фромма). Показательна для Неофрейдизм общая концепция межличностных отношений, которую развивает Салливан: в психике нет ничего, кроме отношений к др. лицам и объектам или смены межличностных ситуаций. Существование личности как таковой рассматривается как миф или иллюзия, а личность - лишь как сумма отношений между искажёнными или фантастическими образами («персонификациями»), возникающими в процессе социального общения. Неофрейдизм не представляет собой единого целого. Если Салливан без остатка растворяет индивида в межличностной среде, то Хорни признаёт в человеке известную возможность самодвижения («стремление к самореализации»), Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися ещё у Хорни и Салливана, развивая социально-критическую антропологическую теорию и превращая Неофрейдизм в теорию утопического «коммунитарного социализма». В работах М. Мид, Кардинера и др. Неофрейдизм объединяется с культур-антропологией, нередко приводя к идеям культурного релятивизма, психологической несоизмеримости отдельных культур.
Проблемы психопатологии получили в Неофрейдизм наибольшее развитие у Хорни. Рассматривая иррациональность невроза как отражение иррациональных аспектов общества, Хорни считает движущей силой невроза состояние «основного страха», порожденного враждебной средой. Как реакция на страх возникают различные защитные механизмы: рационализация, или преобразование невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью, всегда несоразмерно преувеличиваемой; подавление страха, при котором он замещается др. симптомами; «наркотизация» страха - прямая (с помощью алкоголя) или переносная в виде бурной внешней деятельности и т.п.; бегство от ситуаций, вызывающих страх. Эти средства защиты порождают четыре «великих невроза нашего времени»: невроз привязанности - поиски любви и одобрения любой ценой; невроз власти - погоня за властью, престижем и обладанием; невроз покорности (конформизм автомата) и, наконец, неврозоизоляция, или бегство от общества. Но эти иррациональные способы решения конфликтов лишь углубляют, по Хорни, самоотчуждение личности. Цель психотерапии Неофрейдизм видит в выявлении дефектов в системе социальных связей пациента для лучшей адаптации его к существующему образу жизни.
Лит.: Замошкин Ю. А., Психологическое направление в современной буржуазной социологии, М., 1958; Современная психология в капиталистических странах, М., 1963; Уэллс Г., Крах психоанализа. От Фрейда к Фромму, пер. с англ., М., 1968, Hall С. S., Lindzey Неофрейдизм, Social psychological theories: Adier, Fromm, Sullivan, Homey, в их кн.: Theories of personality, N. Y. - L., 1957; Saizman L., Developments in psychoanalysis, N. Y. - L., [1962]; Birnbach М., Neo-Freudian social philosophy, Stanford, 1961; Wyss D., Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfängen bis zur Gegenwart, 3 Aufl., Gött., 1970.
Статья про "Неофрейдизм" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 758 раз |
TOP 20
|
|||||||