Нидерландское искусство

Определение "Нидерландское искусство" в Большой Советской Энциклопедии


Босх Х. «Фокусник»
Нидерландское искусство, единая художественная школа, развивавшаяся в средние века на территории Нидерландов исторических вплоть до Нидерландской буржуазной революции 16 века, результатом которой, в частности, было разделение Нидерландское искусство на голландскую (см. Нидерланды) и фламандскую (см. Бельгия) художественные школы. С каролингского времени на территории исторических Нидерландов строились церкви-базилики (Онзеливе Врау в Маастрихте, 10—16 вв.), реже центрические капеллы (восходящая к 8 в. капелла дворца Валкхоф в Неймегене, нынешний облик — 11 в.). Романский стиль, складывавшийся под влиянием рейнских областей, Ломбардии и Северной Франции, господствовал в 11 — середине 13 вв.: центрами его были долины рек Мааса (церковь Сен-Бартелеми в Льеже, 11—12 вв.) и Шельды (собор в Турне, начат в 1110; ранние каменные гражданские постройки — городские башни-бефруа в Турне, 12—13 вв., и Генте. 12—14 вв., см. илл.; замок графов Фландрских в Генте, 1180—1200); в 13 в. архитектурными центрами стали также Брабант, приморская Фландрия. Украшение храмов (по французским образцам) характеризуется символичностью содержания, условностью формы (фрески собора в Турне, около 1175; капители церквей в Маастрихте, рубеж 12—13 вв.). Значительны миниатюры школы Маастрихта («Библия из Ставло», 1093—97, Британский музей, Лондон), бронзовое литьё школы долины Мааса (купель церкви Сен-Бартелеми в Льеже, 1107—18, мастер Ренье из Юи), ювелирное дело (реликварии собора в Турне: 1205, мастер Николай из Вердена; 1247). В 13—15 вв. выросли города вокруг замков и рыночных площадей с домами гильдий и цехов, городских башней и ратушей; преобладала радиально-кольцевая планировка. Строились городские стены с мощными башнями и воротами, укрепленные мосты, деревянные, фахверковые и каменные узкие дома в 3 этажа с фронтонами. Сложный архитектурный облик храмов в долинах Мааса (Нотр-Дам в Динане, 1227—79) и Шельды (хор собора в Турне, 1243—55) вызван соединением черт романского стиля и готики. В Северных Нидерландах с их болотистой почвой и недостатком камня получила развитие кирпичная готика, были разработаны облегчённые покрытия, в том числе деревянные своды (Синт-Якобскерк в Гааге, 14—16 вв.). В 14 — 1-й трети 16 вв. на С. строятся зальные церкви, в Брабанте расцветает поздняя, «пламенеющая» готика, для которой характерны строгое подчинение пышного декора монументальным формам, контраст горизонтальных и вертикальных объёмов (соборы в Брюсселе, Мехелене, Антверпене, постройки семей архитекторов Келдерманс и де Вагемакере в Лёвене, Алкмаре, Генте, Мехелене, Мидделбурге и др.). Светские здания нидерландской поздней готики — ратуши (в Брюгге, Брюсселе, Генте, см. илл.; Лёвене и др.), суконные ряды (в Брюгге, Лёвене, Мехелене, Генте, см. илл.), цеховые здания — отличаются торжественной представительностью, порой фантастическим богатством скульптурного декора и вместе с тем практичностью, простором обширных залов. Готическая скульптура («Богоматерь» в церкви Сен-Жан в Льеже, 13 в.) и живопись — монументальная («Распятие» в церкви Синт-Питерскерк в Утрехте, около 1300) и станковая (работавшие в Бургундии или связанные с ней мастера Ж. Малуэль, А. Бельшоз, М. Брудерлам), а особенно франко-фламандская миниатюра — всё более обогащаются впечатлениями реальной жизни. Нидерландские скульпторы бургундского круга (К. Слютер, К. де Верве, А. Боневё) и миниатюристы (Жакмар из Хёсдена, братья Лимбург) на рубеже 14—15 вв. обращались к опыту итальянского искусства и непосредственно к реальной действительности, подготовляя почву для раннего Возрождения в Северной Европе.



Братья Келдерманс. Башня собора Синт-Ромбаутскерк в Мехелене
Школа живописи нидерландского Возрождения 15 в. (алтарные картины, портреты, миниатюра), новаторски переосмыслявшая духовные и художественные традиции средневековой культуры, являлась важнейшей среди североевропейских школ; она в целом отмечена острым интересом к человеку и природе, пантеистически-радостным восприятием мира, пытливым исследованием пространства, света, структуры и поверхности предметов, пристальным вниманием к индивидуальности человека, к драгоценности и неповторимости каждой детали, каждого явления, слитых со всем гармоничным и одухотворённым миром, таящих в себе глубокий символический смысл. Бюргерски-бытовые и драматические стороны действительности впервые ярко раскрылись в работах Р. Кампена; полнее эстетика изображения реального мира выявилась в сияющих глубиной и красотой цвета ювелирно-тонких картинах Я. ван Эйка, крупнейшего мастера школы, создателя сложных многогранных образов и замечательных портретов. Отдельные завоевания живописи нидерландского Возрождения получили разработку у П. Кристуса, Д. Баутса, Гертгена тот Синт-Янса. В середине 15 в. Рогир ван дер Вейден открыл для Нидерландское искусство глубокие духовно-психологические аспекты личности, возможности заострённой её трактовки, а Х. ван дер Гус придал драматическую напряжённость эмоциональному строю образов, усилил их демократизм и смелую правдивость. Более идеализированный, лирический характер присущ живописи Х. Мемлинга и Г. Давида На рубеже 15—16 вв. Х. Босх в своих символико-аллегорических и сатирико-морализирующих картинах обращался к наследию народной средневековой культуры и подготовил новую живописную трактовку жанровых и пейзажных мотивов. В 15 в. появилась гравюра на дереве, развивалась деревянная скульптура (Я. Борман, А. ван Весел).


Брейгель П. Старший. «Охотники на снегу»
В 16 в. из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникают классические принципы Возрождения, архитекторы получают профессиональное образование, пишут теоретические сочинения. В светских постройках создаётся новый, весьма живописный стиль, где готическая традиционная структура соединяется с обилием ренессансных архитектурных мотивов (ратуша в Антверпене, 1561—65, архитектор К. Флорис; дом «де Залм» в Мехелене, 1530—34): формируются импозантные ансамбли однотипных зданий (площади Гранд-плас в Брюсселе, см. илл.; Гроте-маркт в Антверпене, см. илл.), парадное убранство интерьеров (камин во Дворце юстиции в Брюгге, 1528—31, архитектор Л. Блондел). На С. складывается традиция кирпичной кладки с отдельными белокаменными классическими деталями (здание городских весов в Алкмаре, 1582—99; см. илл.). Под влиянием гуманистических идей теряет ведущее значение религиозная картина, воплощавшая цельное представление о мироздании, развиваются светские жанры, прежде всего портрет (А. Мор, Ф. Паурбюс), появляются групповой портрет (Я. ван Скорел, Д. Якобе, Д. Барендс), пейзаж (И. Патинир, Х. мет де Блес), бытовой жанр: в живописи и графике его развивали К. Массейс и Лука Лейденский — разносторонние художники, стремившиеся соединить национальную традицию с уроками итальянского Возрождения и конкретным наблюдением жизни. Эклектическому течению — «романизму», прямо подражавшему итальянскому искусству (Я. Госсарт, Б. ван Орлей, Ф. Флорис), противостояли демократические мастера, широко отразившие народную жизнь, противоречия предреволюционной и революционной эпох, — Я. ван Амстел, Питер Артсен, И. Бёккелар и особенно П. Брейгель, стремившийся возродить синтетическую полноту картины мира в жанровых картинах и пейзажах, создавший широчайшие панорамы жизни и глубокие символы трагедии современного ему человечества. Мастера декоративной скульптуры К. Флорис и Ж. Дюбрёк вдохновлялись итальянским искусством; в 15—16 вв. процветали производство шпалер, ювелирное дело, вышивка, с конца 16 в. складывалось знаменитое кружевоплетение.


Брюссель. Большая площадь со зданием ратуши
Лит.: Мандер К. ван, Книга о художниках, [пер. с голл.], М. — Л., 1940; Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960, т. 3, М., 1962; Всеобщая история архитектуры, т. 3, М., 1966, т. 4, М., 1966; Гершензон-Чегодаева Н. М., Возрождение в нидерландском искусстве, в сборнике: Ренессанс. Барокко. Классицизм, [сб. ст.], М., 1966; Бенеш О., Искусство Северного Возрождения, пер. с англ., М., 1973; Panofsky Е., Early Netherlandish painting. Its origin and character, v. 1—2, Camb. (Mass.), 1953.
  А. Д. Сарабьянов.



Ван дер Гус Х. «Алтарь Портинари»
Ван Эйк Я. «Богоматерь канцлера Ролена»
Ван Эйк Я. «Адам»
Ван Эйк Я. «Ева»
Гент. Площадь Синт-Бафсплейн
Де Вагемакере Х. и Д. «Дом мясников» (Анверпен)
Де Лайенс М. Ратуша в Лёвене (Нидерланды)
Дом гильдии рыботорговцев в Мехелене
Дом на ул. Бар-Сен-Брис в Турне (Нидерланды)
Замок в Генте (Нидерланды)
Кампен Р. «Св. Иосиф»
Кристус П. «Св. Элигий»
Лука Лейденский. Автопортрет
Мост Пон-де-Тру в Турне
Площадь Гроте-Маркт в Антверпене
Реликварий св. Элевтерия в Турне
Собор Сент-Гертрюд в Нивеле
Флорис К. «Иона и кит»
Флорис К. Ратуша в Антверпене
Церковь Ауде керк (Амстердам)

"БСЭ" >> "Н" >> "НИ" >> "НИД"

Статья про "Нидерландское искусство" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 820 раз
Бургер двойного помола
Английское куриное карри

TOP 20