Нирвана

Определение "Нирвана" в Большой Советской Энциклопедии


Нирвана (санскр., буквально — угасание, затухание), центральное понятие религиозной философии буддизма (а также джайнизма), означающее высшее состояние, конечную цель духовных стремлений человека. В буддийских текстах Нирвана характеризуется как нечто непостижимое, невыразимое, противоположное тому, что может быть в «этом мире и мире ином», представляя в сущности состояние внутренней полноты и абсолютной отрешённости от внешнего бытия. Психологически состояние Нирвана негативно описывается как отсутствие страсти, жажды жизни вообще, а позитивно — как состояние совершенства, удовлетворённости и самодостаточности. Погруженность в себя, исключающая необходимость обращения к внешнему, в состоянии Нирвана характеризуется некоей не поддающейся расчленению «деятельностью» интеллекта, чувства и воли, которую можно определить как состояние созерцательной сосредоточенности. Буддийский идеал — отсутствие мыслей о счастье и несчастье, добра и зла, видимое безразличие к основным человеческим устремлениям — можно обозначить даже как отсутствие какой-либо определённой цели вообще. Единственно вычленимое ощущение в состоянии Нирвана — это ощущение несвязанности, независимости, свободы. Однако это не свобода, «преодолевшая» мир, а свобода, «снявшая» мир, поскольку мир не противостоит в буддизме человеческой личности и, следовательно, не требует преодоления.


Хотя достижение Нирвана предполагает отказ от идеи счастья вообще, буддийские тексты описывают Нирвана не только как состояние покоя, но и как состояние блаженства. В 20 в. Нирвана перестала отождествляться с состоянием абсолютного ничто (Р. Чайлдерс, Великобритания, Ф. И. Щербатской, СССР и др.). Однако вряд ли оправдано и отождествление Нирвана с состоянием сверхбытия, начавшегося в этой жизни и продолжающегося после смерти (в работах Т. У. Рис-Дейвидса, Великобритания, Х. Глазенаппа, ФРГ, и др.). Состояние полной удовлетворённости в принципе снимает вопрос о продолжительности удовлетворения и, следовательно, о будущей жизни. Учитывая это и одновременно буддийское непризнание смерти как уничтожения, можно полагать, что Нирвана не имеет отношения к категории времени вообще.



В ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием Нирвана возникают представления о ней как об абсолютной реальности, делаются попытки онтологизации психологического состояния [концепция сарвастивадинов в хинаяне; учение мадхьямики в махаяне, приравнивающее Нирвана шуньяте (пустоте), и др.]. В джайнизме Нирвана означает совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей.


Концепция Нирвана находится в русле мистических идей о достижении совершенного состояния души или психики, построения «царства не от мира сего внутри нас». Особенностью буддийской и отчасти джайнской идеи Нирвана, отличающей её не только от идей христианской мистики, манихейства, суфизма, но и от индуистских концепций «освобождения», является (несмотря на определённое сходство с этими концепциями в махаяне) упование только на собственные силы и абсолютная несвязанность достижения Нирвана с идеей трансцендентного (бога, добра), утверждение постулата божественности человека. Абсолютная отрешённость от всего внешнего, несомненная эгоцентрическая настроенность приводят многих последователей Нирвана к устранению от участия в жизни общества.


Лит.: Vallée Poussin L. de la, Nirvāna, P., 1925; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist nirvana, Leningrad, 1927; Frauwallner Е., Die Philosophie des Buddhismus, 3 Aufl., B., 1969; Conze Е., Buddhist thought in India, L., [1962]; Welbon G. R., The Buddhist Nirvana and its Western interpreters, Chi.—L., 1968; Johansson R., The psychology of Nirvāna, N. Y., 1970. См. также лит. при ст. Буддизм.
  В. П. Лучина.




"БСЭ" >> "Н" >> "НИ" >> "НИР"

Статья про "Нирвана" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 654 раз
Пицца в сковороде
Кимчи из грибов

TOP 20