Хинаяна

Определение "Хинаяна" в Большой Советской Энциклопедии


Хинаяна [санскр., буквально — малая колесница или малый (узкий) путь], наряду с махаяной одно из двух основных направлений буддизма. Возникла в начале н. э. вскоре после появления буддизма, понятие Хинаяна введено сторонниками махаяны в начале 1-го тысячелетия н. э. Хинаяна включает в себя ряд школ: тхераваду, сарвастиваду (вайбхашику), саутрантику и др., хотя в настоящее время сторонники Хинаяна склонны отождествлять её с учением тхеравады («школы старейших»). В ходе своего развития и распространения Хинаяна утвердилась в южных странах (Цейлон, Лаос, Таиланд и др.), получив название южного буддизма. Основные тексты: «Типитака» (см. «Трипитака»), «Абхидхар-макоша» Васубандху и др.


Характерная для всего буддизма проповедь личного совершенствования для достижения «освобождения» (нирваны) приняла в Хинаяна форму провозглашения нравственного и интеллектуального развития личности, совершенно не зависимого от каких-либо внешних по отношению к человеку сил (и прежде всего божественных). При этом для Хинаяна характерны относительно строгие и одновременно негативные нравственные принципы. Идеалом Хинаяна является архат, лицо, неуклонно стремящееся прежде всего к личному совершенствованию и практически мало заботящееся о совершенствовании других. В философском плане это связано с непризнанием души и бога как самостоятельных сущностей и утверждением в качестве единственно существующего отдельных психофизически элементов — дхарм, определённых единиц жизнедеятельности личности в неразрывной связи с окружающим миром. Дхармы соединяют в себе субъективное и объективное, материальное и духовное и находятся в непрерывном движении.


Будда в Хинаяна — историческая личность, отличающаяся от других несравненно большим совершенством, но не обладающая никакой божественной властью. Он выступает как высший идеал человеческого существа, образец для других, ибо потенциально любой человек может стать буддой.


Культ и ритуал в Хинаяна хотя и заменены в принципе жизнью в монашеской общине (сангхе), однако сохраняют определённое значение, поскольку практически в странах южного буддизма развился своеобразный политеизм.


Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; La Vallée Poussin L. de, Bouddhisme, P., 1909; Bareau A., Les sectes bouddhiques du petit Véhicule, Saigon, 1955; Lamotte E., Histoire du bouddhisme indien, Louvain, 1958. См. также лит. при ст. Буддизм.
  В. П. Лучина.



"БСЭ" >> "Х" >> "ХИ" >> "ХИН"

Статья про "Хинаяна" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 40 раз
Коптим скумбрию в коробке
Жаренный морской черенок

TOP 20