БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, БСЭ
Навигация:

Библиотека DJVU
Photogallery

БСЭ

Статистика:


Пастораль

Значение слова "Пастораль" в Большой Советской Энциклопедии


Пастораль (франц. pastorate, от лат. pastoralis - пастушеский), литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой сельской жизни. В литературе и театре: 1) античная
буколика, посвящена жизни пастухов (например, «Дафнис и Хлоя» Лонга); 2) вид новой европейской литературы, связанный с буколическим миросозерцанием; возник в литературе Раннего Возрождения («Амето», 1341, «Фьезоланские нимфы», 1345, Дж. Боккаччо), расцвёл в 16-17 вв. (Я. Саннадзаро, А. Полициано, Т. Тассо - Италия; Х. де Монтемайор - Испания; Ф. Сидни, Э. Спенсер - Англия; О. д"Юрфе - Франция), а в России - в середине 18 в. (А. С. Сумароков, рукописные книжные песни). От античной буколики, в том числе идиллий Феокрита, Пастораль восприняла противопоставление развращённому городу нравственно чистой деревни, интерес к природе, миру чувств и быту простых людей, однако в ней усилился (особенно в 17 в.) свойственный ещё античной буколике условный элемент, подчёркнутая стилизация простоты и безыскусственности. Условность Пастораль также сказалась в застывшей традиционности масок чувствительного пастуха, жестокосердной пастушки, мудрого старца, дерзкого соперника. В 17 в. Пастораль- характерный жанр аристократического барокко; пастухи и пастушки переживают изысканные чувства и ведут галантные диспуты на фоне изящно декорированной природы; фабула запутана многочисленными приключениями героев.

  Жанровые формы Пастораль многообразны: эклога, поэма, роман; после стихотворной драмы «Сказание об Орфее» Полициано (1480) развивается драматическая Пастораль, принятая особенно в 16-17 вв. на придворных празднествах. Пасторальные образы и мотивы вошли в поэзию сентиментализма (идиллии С. Геснера, И. Г. Фосса, Ф. Мюллера, повести Ф. Флориана).

  В музыке: 1) опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением сельской жизни. Пастораль зародилась под влиянием литературной Пастораль, пользовалась популярностью в 17-18 вв., особенно при итальянских и французских дворах. Среди авторов пасторальных опер - К. В. Глюк, В. А. Моцарт, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо. В опере «Пиковая дама» Пастораль И. Чайковский воссоздал Пастораль «Искренность пастушки». Изредка пасторальные оперы создавались и в 20 в.; 2) вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Для инструментальной Пастораль характерно плавное спокойное движение мелодии, часто удваиваемой в терцию, выдержанные звуки в басу, воспроизводящие звучание народной волынки, размеры 6/8, 12/8. Она включалась в кончерто гроссо, создавалась и как самостоятельное произведение. Инструментальные Пастораль писали А. Вивальди, Д. Скарлатти, Ф. Куперен, И. С. Бах и др. Симфонические Пастораль представляют собой части циклического сочинения или целые циклы («Пасторальная симфония» Л. Бетховена).

 

  Тексты и лит.: Тассо Т., Аминта. Пастораль, вступ. ст. М. Эйхенгольца, М.- Л., 1937; Боккаччо Дж., Фьезоланские нимфы, предисл. А. К. Дживелегова, М.- Л., 1934; Marinelli P. V., Pastoral, L., 1971 (лит.).

  И. В. Шталь (Пастораль в литературе).

В Большой Советской Энциклопедии рядом со словом "Пастораль"

Пастор (священник) | Буква "П" | В начало | Буквосочетание "ПА" | Пасторино Энрике


Статья про слово "Пастораль" в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 4150 раз


Интересное